Незаконная рубка лесных насаждений

Содержание
  1. Незаконная вырубка леса: ответственность по УК РФ
  2. Что такое незаконная вырубка леса?
  3. Административная ответственность за вырубку леса
  4. Уголовная ответственность за незаконную рубку деревьев
  5. Кто может привлечь к ответственности?
  6. Куда обращаться по поводу незаконной вырубки?
  7. Примеры судебной практики
  8. Незаконная вырубка деревьев – нормативы, ответственность
  9. Административная ответственность за вырубку леса
  10. Уголовная ответственность за незаконную рубку деревьев
  11. Статья 260 УК РФ – Незаконная рубка лесных насаждений: состав преступления, квалификация и меры ответственности
  12. статьи 260 УК РФ и комментариев к ней
  13. Что считается незаконной рубкой леса
  14. Состав преступления по статье
  15. Объекты и субъекты преступления
  16. Основания для назначения ответственности
  17. Квалификационные признаки
  18. Меры ответственности
  19. Когда ответственность не применяется
  20. Заключение
  21. Щепки летят: как в России борются с «черными лесорубами»
  22. Рубка на миллиарды
  23. Санитарное прикрытие
  24. В партнерстве с волонтерами
  25. Внести ясность

Незаконная вырубка леса: ответственность по УК РФ

Незаконная рубка лесных насаждений

Лесозаготовка в России строго регламентирована рядом законодательных актов. За нарушение требований закона предусмотрена административная и уголовная ответственность.

Что такое незаконная вырубка леса?

Незаконной является только такая вырубка леса, от которой страдает государственная собственность. То есть вырубать насаждения на личном участке можно без ограничений. Совсем другое дело – насаждения в:

  • Гослесфонде.
  • Парках и аллеях.
  • Вдоль железных и автомобильных дорог.

К этим категориям также относятся сельхозугодья и лесопитомники. При этом неважно были ли они специально посажены человеком или выросли самостоятельно. Произрастание на территории перечисленных участков является ограничением для вырубки.

Для того, чтобы срубить хоть одно дерево на данных участках, нужно получить разрешение муниципалитета. Следовательно, если это разрешение выдано незаконно или были нарушены его условия, в том числе и касающиеся сроков вырубки, она будет признана незаконной.

Нужно учитывать, что вырубкой считается повреждение дерева до прекращения его роста.

Административная ответственность за вырубку леса

В случае серьёзных нарушений закона за вырубку леса применяется уголовная ответственность по статье 260 УК РФ. Но часто нарушителя наказывают в рамках КоАП РФ. Статья 8.28 данного кодекса содержит санкции за вырубку, ущерб от которой не превышает 5000 рублей.

В таком случае виновный будет оштрафован:

  • На 3-4 тысячи рублей, если он является физическим лицом.
  • На 20-40 тысяч для должностных лиц.
  • На 200-300 тысяч для юридических лиц.

При использовании механизированных средств во время рубки штрафы будут больше:

  • 4-5 тысяч рублей для физических лиц.
  • 40-50 тысяч для должностных.
  • 300-500 тысяч для юридических.

Дополнительно конфискуют технику, использованную во время вырубки.

Нужно учитывать, что за продажу и покупку незаконно заготовленной древесины также предусмотрена административная ответственность.

Уголовная ответственность за незаконную рубку деревьев

В УК РФ есть 260 статья за незаконную рубку лесных насаждений. Она применяется, если ущерб от этой вырубки превысил 5000 рублей.

Есть вопрос к юристу? Спросите прямо сейчас, позвоните и получите бесплатную консультацию от ведущих юристов вашего города. Мы ответим на ваши вопросы быстро и постараемся помочь именно с вашим конкретным случаем.

Телефон в Москве и Московской области:
+7 (499) 394-37-20

Телефон в Санкт-Петербурге и Ленинградская области:
+7 (812) 305-28-25

Бесплатная горячая линия по всей России:
8 (800) 550-93-75

Уголовная ответственность за незаконную заготовку леса включает штрафные санкции, обязательные и исправительные работы, а в некоторых случаях и лишение свободы.

По статье 260 УК РФ могут:

  • Назначить штраф до 500 тысяч рублей или в размере дохода за 3 года.
  • Обязательные работы на 480 часов.
  • Исправительные работы до 2 лет.
  • Лишение свободы до 2 лет с дополнительным штрафом на сумму 100-200 тысяч рублей.

Лишение свободы применяют при особо крупном размере ущерба.

Важнейший критерий назначения наказания – размер ущерба. В данном правонарушении суд выделяет три вида ущерба:

  • Свыше 5 000 рублей. Этого достаточно для возбуждения уголовного дела.
  • Свыше 50 000 рублей – крупный ущерб.
  • Свыше 150 000 рублей – особо крупный ущерб, за который могут применить санкцию в виде лишения свободы.

Такой градацией пользуются суды при рассмотрении дел по 260 статье УК РФ.

Кто может привлечь к ответственности?

Полномочиями привлечения к ответственности за несанкционированную вырубку леса обладают сотрудники лесничества и полицейские, в том числе участковый. Привлекут всех – исполнителя, заказчика и иных участников вырубки.

Куда обращаться по поводу незаконной вырубки?

Если гражданин стал свидетелем вырубки леса, в законности которой он сомневается, ему стоит обратиться в местное лесничество. Желательно сразу предъявить там фото и видео материалы, доказывающие факт вырубки.

Если подозрения падают на работников лесничества, то обращаться нужно к участковому, который по заявлению обязан провести проверку законности данной вырубки.

Примеры судебной практики

Показательным судебным прецедентом является дело одного жителя Прикамья. Он вырубил 91 дерево. Ущерб от таких действий составил миллион рублей. Суд постановил, что виновный обязан выплатить данную сумму в виде штрафа.

Источник: https://ruadvocate.ru/vidy-prestuplenij/nezakonnaya-vyrubka-lesa-otvetstvennost-po-uk-rf/

Незаконная вырубка деревьев – нормативы, ответственность

Незаконная рубка лесных насаждений

Российское законодательство уделяет особое внимание сохранению экологического баланса и природного богатства государства. Соответственно, как нарушение таковых норм, наказывается и незаконная вырубка леса.

Таковое деяние может повлечь за собой для нарушителя привлечение к ответственности административного или даже уголовного характера, уплату штрафа и применение иных мер наказания в зависимости от тяжести проступка и решения суда.

1. Что такое незаконная вырубка леса 2. Административная ответственность за вырубку леса 3. Уголовная ответственность за незаконную рубку деревьев

Незаконная вырубка леса является правонарушением или преступлением, так как таковые действия, проведенные без разрешения и соблюдения соответствующих норм, могут нанести серьезный ущерб лесным насаждениям, экологической системе и природным ресурсам России.

В особенности – если они были совершены в заповедниках, национальных парках и на иных территориях, которые имеют особый охраняемый статус. Либо же – в отношении деревьев и кустарников, входящих в Красную Книгу – в таком случае данный проступок может серьезно повлиять на биологическое разнообразие видов деревьев, произрастающих на российской территории.

Если же вырубка леса происходит на законных основаниях, таковая процедура позволяет в итоге не только производить лесозаготовку, но и приумножать природные богатства страны, так как на лица, занимающиеся подобной деятельностью налагается также ответственность за высадку новых насаждений и возобновление лесного ресурса, причем зачастую в больших размерах, чем урон, нанесенный вырубкой. Обеспечить же столь ответственное потребление ресурсов и проконтролировать порядок его исполнения в отношении лиц, занимающихся незаконной вырубкой, является невозможным. Именно поэтому российское законодательство, КоАП РФ и УК РФ предусматривают ответственность, занимающихся браконьерством и несанкционированной вырубкой деревьев.

Обратите внимание

Под вырубкой деревьев подразумевается их полное уничтожение либо повреждение, ведущее к последующей гибели дерева.

При этом санитарная рубка ветвей и очистка их, а также сбор валежника, рубка сухостоя и иные виды деятельности, не являются наказуемыми и являются допустимыми.

Это позволяет туристам, а также владельцам домохозяйств возле лесных территорий обеспечить себя необходимыми дровами и материалом без нанесения серьезного ущерба природе.

Кроме КоАП и УК РФ порядок рубки и правила её проведения также контролируются специализированным документом – Лесным кодексом Российской Федерации. Данный кодекс включает в себя нормативы законной рубки леса, порядок её проведения, а также определение того, что является рубкой леса, а что – нет.

Административная ответственность за вырубку леса

Рубка деревьев, а равно и кустарников, совершенная вне законного порядка преследуется в соответствии с положениями статьи 8.

28 КоАП РФ, если таковое деяние не содержит в себе признаков уголовного преступления. При этом наказание за нарушение данной статьи предусматривает обязанность уплаты административного штрафа.

Простая рубка деревьев предусматривает следующие размеры штрафов:

  • От 3 до 4 тыс. рублей для физических лиц.
  • От 20 до 40 тыс. рублей для должностных лиц.
  • От 200 до 300 тыс. рублей для юридических лиц.

При этом отягчающим обстоятельством является применение механизмов, техники, автомототранспортных средств или же совершение таковой рубки в лесопарковых зеленых поясах. При наличии таковых факторов, сопровождавших незаконную вырубку, размер штрафа составляет:

  • От 4 до 5 тыс. рублей для граждан.
  • От 40 до 50 тыс. рублей для должностных лиц.
  • От 300 до 500 тыс. рублей для юридических лиц.

Важно

В случае применения вышеозначенных орудий, также мера наказания включает в себя конфискацию всей незаконной продукции лесозаготовки. Кроме этого, по решению суда могут быть конфискованы и орудия, а также транспортные средства, при помощи которых производилась незаконная вырубка деревьев, кустарников и лиан.

Следует также отметить, что данная статья КоАП РФ преследует и лиц, приобретающих, перевозящих или сбывающих заведомо незаконно заготовленную древесину. В таком случае размер штрафа за это деяние, даже если оно не сопровождалось соответствующей рубкой деревьев сами правонарушителем, штрафы будут исчисляться следующим образом:

  • Для граждан – 5 тыс. рублей.
  • Для должностных лиц – 50 тыс. рублей.
  • Для юридических лиц – от 400 до 700 тыс. рублей.

Обратите внимание

Нормативы КоАП РФ применяются по отношению к вопросам, связанным с рубкой деревьев, исключительно в случае, если таковая рубка не подпадает под определение уголовно наказуемых деяний.

Уголовная ответственность за незаконную рубку деревьев

С точки зрения российского уголовного законодательства, незаконная бесконтрольная рубка лесных насаждений рассматривается статьей 260 УК РФ. Данная статья может предусматривать различные виды наказаний, включая:

  • Штраф.
  • Лишение права заниматься определенной деятельностью.
  • Обязательные работы.
  • Исправительные работы.
  • Принудительные работы.
  • Лишение свободы.

Тяжесть преступления в случае уголовной ответственности устанавливается в зависимости от размеров причиненного лесным насаждениям ущерба.

Так, к уголовной ответственности не относятся лишь случаи, когда размер ущерба составил менее 5 тысяч рублей. Градации данной статьи подразумевают значительный размер – от 5 тыс.

рублей до 49999 рублей, крупный размер – от 50 тыс. до 149 999 рублей, и особо крупный размер – от 150 тыс. рублей и выше.

Важно

Порядок вычисления таксы за рубку леса, по которой будет оцениваться ущерб, рассматривается отдельными нормативными актами и может подлежать ежегодной индексации.

Следует отметить, что уголовная ответственность применяется вне зависимости от того, действовало ли лицо одно, или находилось в среде сообщников. Также, не влияет на привлечение к уголовной ответственности использование автоматизированных средств и транспорта, пока размеры нанесенного ущерба не превышают установленный порог в 5 тыс. рублей.

(19 голос., 4,37 из 5)
Загрузка…

Источник: https://pravo.moe/nezakonnaya-vyrubka-lesa-ponyatie-otvetstvennost-shtraf/

Статья 260 УК РФ – Незаконная рубка лесных насаждений: состав преступления, квалификация и меры ответственности

Незаконная рубка лесных насаждений

Если предприятие или гражданин занимается вырубкой леса без разрешающих документов или на территориях, где это строго запрещено, то подобное деяние квалифицируется по ст. 260 УК РФ. Здесь мы рассмотрим объективные признаки незаконной рубки лесных насаждений, а также состав самого правонарушения, так как он играет решающую роль при квалификации деяния.

статьи 260 УК РФ и комментариев к ней

В первой части статьи содержатся наказания, которые назначают за незаконную рубку лесных насаждений или их повреждение до степени прекращения роста, если эти деяния стали причиной значительного ущерба.

В ч. 2 ст. 260 УК РФ указаны меры ответственности, назначаемые в случаях, когда вышеуказанные преступления были совершены:

  • группой граждан;
  • лицом, использовавшим для этого свое служебное положение;
  • в крупном размере.

В ч. 3 перечислены виды наказаний за совершение деяний, указанных в ч. 1 и ч. 2 ст. 260 УК РФ, если они были организованы группой лиц или их результатом стало причинение особо крупного ущерба.

В примечании к ст. 260 УК РФ содержатся определения значительного, крупного и особо крупного ущерба. Ими признаются суммы:

  • от 5 000 руб. – значительный ущерб;
  • от 50 000 руб. – крупный;
  • от 150 000 руб. – особо крупный.

Что считается незаконной рубкой леса

Этот термин означает спиливание или срубание деревьев либо кустарников на территории обороны, транспорта, водного фонда или землях прочих категорий, не входящих в государственный лесной фонд.

Незаконной определяется и рубка без соответствующих разрешительных документов. Но даже если они имеются, то при нарушении следующих условий деяние все равно будет квалифицировано по ст. 260 УК РФ:

  • спиливание леса на не отведенном для этого участке, не в том количестве и не тех пород, которые были указаны в разрешении;
  • вырубка деревьев или кустарников, запрещенных для спиливания (тех, что занесены в Красную книгу);
  • после того, как было вынесено решение о приостановлении, ограничении или прекращении действия прав лесопользователя.

Внимание! Общественная опасность этого деяния заключается в том, что наносится непоправимый вред лесу как экологической системе и природному ресурсу.

Состав преступления по статье

Предметы незаконной рубки лесных насаждений – это деревья, кустарники, лианы, произрастающие в лесах. Ими не могут быть фруктовые или ягодные кустарники и деревья, которые растут на землях сельскохозяйственного назначения, за исключением тех, что расположены на дачных и садовых участках, если иное не предусмотрено действующими нормативно-правовыми актами.

Именно поэтому рубка сухостоя не является незаконной, так как сам по себе сухостой не определяется в качестве предмета преступления по ст. 260 УК РФ.

Объективная сторона преступления выражается в противоправной рубке или повреждении лесных насаждений и деревьев.

Справка. По смыслу комментируемой статьи под рубкой понимается не только процесс спиливания и срубания, но и любой иной способ отделения дерева или кустарника из земли (корчевание, выдергивание и пр.).

Если какое-либо предприятие намеревается использовать леса на землях лесного фонда, то для этого оно должно быть зарегистрировано в качестве юрлица и иметь соответствующие документы.

Юридические и физические лица, а также ИП имеют право вырубать деревья или кустарники при наличии договоров аренды лесных участков или договоров купли-продажи лесных насаждений. В частности, последние понадобятся тем гражданам, которые занимаются заготовкой древесины для отопления, строительства или прочих нужд.

Смысл комментариев к ст. 260 УК РФ в том, что субъективная сторона правонарушения характеризуется прямым умыслом. Это означает, что гражданин, производящий рубку, вполне осознает общественную опасность своего деяния и понимает, что его результатом будет нанесение серьезного вреда, а также хочет, чтобы последний имел место.

Правонарушение признается оконченным тогда, когда дерево или кустарник было полностью отделено от земли или когда произошло его повреждение вплоть до прекращения роста при условии, что результатом деяния стало причинение серьезного вреда.

Деяния, перечисленные в ч. 1 и ч. 2 ст. 260 УК РФ, относятся к категории преступлений небольшой тяжести, а указанные в ч. 3 – к категории средней тяжести. Ст. 260 ч. 3 УК РФ попадает под амнистию.

Объекты и субъекты преступления

Основной объект преступления – это общественные отношения в области охраны и рационального использования лесных насаждений. Они регулируются следующими законодательными актами:

  • Законом об охране окружающей среды;
  • Лесным кодексом РФ (основной источник, который определяет отношения в сфере лесопользования России);
  • прочими правовыми актами Правительства РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления и т. д.

Субъект деяния – психически здоровый человек, который на момент его совершения достиг 16 лет. Им может быть и должностное лицо, отдавшее распоряжение по противоправной вырубке леса.

Основания для назначения ответственности

Самым главным основанием определяется нанесение значительного ущерба в результате правонарушения. Для его расчета используются таксы, утвержденные Постановлением Правительства РФ №273 от 08.05.2007 года, а также методика, приведенная в том же документе.

Суть этой методики заключается в оценке экономического и экологического ущербов. При этом учитывается, сколько леса было вырублено, каким образом это было сделано и при каких обстоятельствах.

Еще одно обязательное основание – это установление причинно-следственной связи между двумя событиями: противозаконной вырубкой леса и наступлением самого ущерба.

Квалификационные признаки

Если говорить о признаках правонарушения, указанного в ч. 1 ст. 260 УК РФ, то они представляют собой следующее:

  • наступление значительного ущерба;
  • незаконность перечисленных в этой части деяний.

Другие признаки есть у преступления в ч. 2 ст. 260 УК РФ:

  • совершение деяния группой лиц;
  • использование для этого лицом своего служебного положения (это могут быть должностные лица госучреждений и руководители хозсубъектов);
  • причинение крупного ущерба.

Соответственно, квалифицирующие признаки преступления по ч. 3 ст. 260 УК РФ – это:

  • нанесение особо крупного ущерба;
  • группой лиц по заранее подготовленному плану.

Меры ответственности

Приговоры по ст. 260 УК РФ выносят в соответствии с тем, по какой части комментируемой статьи было квалифицировано преступление. Если по первой, то наказания избирают следующие:

  • штраф до 500 000 руб. или з/п гражданина за 3 года;
  • обязательные работы на 480 часов;
  • исправительные работы на 2 года;
  • принудительные работы на 2 года с выплатой штрафа от 100 до 200 тыс. руб. или з/п за 1-1,5 года (последняя санкция определяется судьей по собственному усмотрению);
  • заключение в тюрьму на тот же срок с использованием вышеуказанной факультативной санкции.

В случае определения правонарушения по ч. 2 ст. 260 УК РФ меры ответственности преступнику назначают такие:

  • выплата штрафа суммой от 500 000 до 1 миллиона руб. или з/п за 3-4 года;
  • принудительные работы на 4 года с уплатой штрафа суммой от 150 до 300 тыс. руб. или з/п за 1,5-2 года с запретом на занятие определенных видов деятельности в сфере лесозаготовок на 3 года (санкции факультативны);
  • заключение в колонию на период до 4-х лет с применением одной из двух или обеих вышеназванных санкций.

При квалификации деяния по ч. 3 ст. 260 УК РФ суд приговаривает правонарушителей к наказаниям следующих видов:

  • выплата штрафа суммой от 1 до 3-х миллионов руб. или з/п за 4-5 лет;
  • принудительные работы на 5 лет с выплатой штрафа суммой от 300 до 500 тыс. руб. или з/п за 2-3 года с наложением запрета на право занимать должности в области лесозаготовок (последние две меры избираются по усмотрению судьи);
  • заключение в колонию на период до 7 лет с применением одной из двух или обеих вышеуказанных санкций.

Когда ответственность не применяется

Пленум Верховного суда по незаконной рубке лесных насаждений от 18 октября 2012 г. установил, что при рассмотрении подобных экологических преступлений суд должен учитывать все обстоятельства происшествия, а также все нормативно-правовые акты, имеющие к нему отношение.

Если рассмотреть судебную практику по ст. 260 УК РФ, то можно заключить, что часто гражданин несет ответственность в случае отсутствия у него разрешения на вырубку леса или кустарников либо при нарушении условий, что указаны в этом документе.

Поэтому чтобы избежать ответственности по комментируемой статье, нужно в первую очередь оформить себе разрешение для проведения подобных действий. Также нужно строго следовать условиям, указанным в этом документе.

Заключение

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. 

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону
+7 (499) 938-86-71
+7 (812) 467-34-68
+7 (800) 350-24-63 

Это быстро и бесплатно!

При вырубке леса с нарушениями действующего законодательства РФ в области экологии такие действия квалифицируются по ст. 260 УК РФ при условии, что результатом этого стало причинение значительного ущерба. Наказаниями за них становятся штрафы, различные виды работ или даже заключение в тюрьму. Суд избирает конкретную меру исходя из обстоятельств происшествия.

Источник: https://prava.expert/uk/otvetstvennost/za-nezakonnuyu-rubku-lesnyh-nasazhdenij.html

Щепки летят: как в России борются с «черными лесорубами»

Незаконная рубка лесных насаждений

В Приморье 11 человек были признаны виновными в незаконной вырубке лесов. Экологический ущерб от действий злоумышленников оценивается в сумму более 7,2 млн рублей. Но проблемы с «черными лесорубами» наблюдаются и в других регионах России.

В июне в Липецкой области незаконно вырубили березовую рощу. Ущерб составил почти 235 тыс. рублей. В том же месяце более 200 нарушителей привлекли к ответственности за рубку леса в Иркутской области.

О том, какой ущерб «черные лесорубы» наносят российской экономике и кто с ними борется, — в материале «Известий».

Рубка на миллиарды

Как сообщили «Известиям» в пресс-службе Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоз), за прошлый год было выявлено около 15 тыс. фактов незаконной рубки леса, объем составил 1,2 млн кубометров.

В первом полугодии 2020 года, по оперативным данным, зафиксировано 7,1 тыс. случаев незаконной рубки, что на 3% ниже по сравнению с аналогичным периодом 2019 года.

Вред, причиненный незаконной рубкой лесам и находящимся в них природным объектам, в 2019 году составил 12,5 млрд рублей, а за первое полугодие 2020 года — около 4,6 млрд рублей.

Что касается регионов, в которых чаще всего совершались такие противозаконные действия, по итогам прошлого года территориально почти 53% общего объема незаконных рубок в стране пришлось на Сибирский федеральный округ (624,1 тыс. куб.

м), в том числе 37% на Иркутскую область (441,6 тыс. куб. м).

Также в 2019 году наибольшие объемы незаконной рубки лесных насаждений были зафиксированы в Красноярском и Забайкальском краях, Республике Бурятия, Архангельской области и Свердловской областях, пояснили в агентстве.

Санитарное прикрытие

Зачастую незаконная вырубка лесов прикрывается документами, оформленными на другие виды работ, однако бывают случаи, когда исполнители просто нарушают условия разрешения на рубку, рассказал «Известиями» эксперт Лесной программы WWF России по лесам высокой природоохранной ценности Константин Кобяков.

— Наибольшая проблема лежит в «серой зоне» — когда документы на рубку какие-то есть, но либо они выписаны без оснований (например, была назначена санитарная рубка, а вместо этого рубятся здоровые деревья), либо когда она назначена правильно, но вырубается не совсем то — другие породы, в другом объеме и в других местах, к примеру, за пределами лесосеки.

По оценке эксперта, в целом по стране незаконными являются 10–20% от общего оборота древесины, однако распределение по регионам неравномерно.

— Во-первых, это Дальний Восток, а точнее, его южная часть. Там есть дорогие породы — дуб, ясень, которые гораздо выгоднее воровать.

Практически вся древесина из региона идет на экспорт, то есть не перерабатывается внутри страны, что позволяет сравнить статистику — сколько прошло через таможню и сколько было выписано официально разрешений на рубку этих дорогих пород.

Раньше у нас получалось, что через таможню проходило в 2–5 раз больше древесины, чем ее официально было разрешено вырубить, но постепенно этот объем уменьшается. Например, по ясеню мы сейчас вообще не фиксируем превышения, по дубу только небольшое, — добавил Константин Кобяков.

В Сибири, в частности в Иркутской области, ранее наблюдалась очень серьезная проблема именно с санитарными рубками, так как раньше они назначались практически всегда без всяких на то оснований, но постепенно там также улучшается ситуация, отметил эксперт Лесной программы WWF России.

— Проблема с незаконной вырубкой лесов существует и на Кавказе, так как там также есть довольно дорогие породы древесины, а именно бук и дуб, — подчеркнул Кобяков. — Но там практически ничего не идет на экспорт, только внутренняя переработка, а потому и масштаб противозаконных работ там не такой большой. Тем не менее проблема всё равно остается.

Не секрет, что основным покупателем российской древесины является Китай, рассказал «Известиям» директор природоохранных программ «Зеленого патруля» Роман Пукалов. Однако в России осталось не так много лесов, как принято считать, отмечает эксперт.

По его словам, никогда не рубившиеся леса занимают не больше 3% от общей лесной площади страны. Остальные площади либо когда-то уже разрабатывались, либо горели.

Поэтому хозяйственная деятельность арендаторов, занимающихся вырубкой лесов, даже и искусственно высаженных, требует особо пристального внимания.

В партнерстве с волонтерами

Как рассказали «Известиям» в Рослесхозе, незаконная рубка лесных насаждений выявляется благодаря работе по нескольким направлениям. Основные объемы незаконной рубки выявляются государственными лесными инспекторами, в том числе с использованием информации, получаемой в ходе проводимого агентством дистанционного мониторинга использования лесов.

По информации ведомства, в 2019 году государственными лесными инспекторами были проведены почти 61 тыс. плановых обследований лесных участков и 598 тыс.

мероприятий по патрулированию в лесах, в результате чего было выявлено около 36 тыс. нарушений лесного законодательства. Также в последние годы активно ведется работа по формированию института общественных лесных инспекторов.

По состоянию на 1 июля 2020 года такой статус имеют более 5,3 тыс. человек.

Независимый контроль всегда помогает государственным органам работать лучше, уверен Константин Кобяков.

Есть два основных направления, по которым WWF России помогает выявлять акты незаконной вырубки леса, — это анализ разрешительных документов и поиск в них различных несоответствий (например, как причиной для санитарной вырубки был указан пожар, а по снимкам видно, что никакого возгорания не было) и полевые работы, когда эксперты выезжают на места рубок и смотрят, насколько обоснованы их назначения и правильно ли они проводятся.

Внести ясность

Наказание за незаконную рубку лесных насаждений в значительном размере предусмотрено ст. 260 УК РФ. Значительным признается вред, причиненный лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам, превышающий 5 тыс. рублей, крупным размером — 50 тыс. и особо крупным — 150 тыс. рублей.

В случае значительного повреждения налагается штраф в размере до 500 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо обязательные или исправительные работы. Также в качестве наказания возможно и лишение свободы на срок до двух лет с штрафом в размере от 100 тыс. до 200 тыс. рублей.

Повреждения в особо крупном размере группой лиц по предварительному сговору или организованной группой могут наказываться штрафом в размере от 1 млн до 3 млн рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от четырех до пяти лет, а также лишением свободы на срок до семи лет со штрафом в размере от 300 тыс. до 500 тыс.

рублей.

Однако сфера контроля за оборотом древесины в России неоднократно подвергалась критике официальными лицами страны. В частности, в прошлом году спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко заявила о необходимости срочно подготовить изменения в законодательство и принять меры по недопущению незаконных вырубки и вывоза леса.

В связи с этим было разработано несколько законопроектов, направленных на то, чтобы сделать систему оборота древесины более прозрачной.

Так, Минприроды России и Рослесхоз подготовили соответствующий законопроект, который предусматривает на базе ЛесЕГАИС учет всех электронных сопроводительных документов на древесину, а также регистрацию и учет в ЛесЕГАИС всех мест складирования древесины.

Сейчас для выявления и пресечения нелегального оборота древесины и контрабанды доступ к системе ЛесЕГАИС представлен более 7,6 тыс. сотрудникам правоохранительных и контролирующих органов.

Также в Минприроды России был подготовлен законопроект о разделении лесного надзора и лесной охраны, о централизации функций лесного надзора — а именно полного их перевода на федеральный уровень, что должно будет способствовать усилению борьбы с незаконной заготовкой древесины.

Источник: https://iz.ru/1040982/marta-litvinova/shchepki-letiat-kak-v-rossii-boriutsia-s-chernymi-lesorubami

Юрист поможет
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: