Мошенничество в сфере госзакупок

Содержание
  1. Уголовная ответственность за преступления в сфере госзакупок
  2. Преступления со стороны заказчиков
  3. Нецелевое расходование бюджетных средств
  4. Злоупотребление служебными полномочиями
  5. Халатность
  6. Преступления со стороныучастников закупки
  7. Мошенничество
  8. Присвоение и растрата
  9. Ограничение конкуренции 
  10. Злоупотребление полномочиями
  11.  Коммерческий подкуп 
  12. Незаконные и серые схемы в госзакупках: как это работает и что за это грозит
  13. Другие сговоры
  14. Схемы
  15. Признаки мошенничества в закупках по 223‑ФЗ
  16. Типичные нарушения по 223-ФЗ
  17. Закупка без тендера
  18. Закупка у аффилированных лиц
  19. Мошенничество с НМЦК
  20. Необоснованное увеличение цены заключенного договора
  21. Хищение средств при невыполненных работах
  22. Ремонт несуществующих объектов
  23. Мошенничество на электронных площадках по 223-ФЗ
  24. Блокирование участников электронных аукционов программно-аппаратными средствами электронной площадки
  25. Некорректное ведение счетов участников электронного аукциона
  26. Некорректная информация на электронной площадке
  27. Участник не может подключиться к электронной площадке
  28. В каких случаях можно столкнуться с мошенничеством?
  29. Что делать, если вас обманули?
  30. Мошенничество в закупках: новые схемы обмана поставщиков 2020 г
  31. 1. Мошенничество в тендерных закупках
  32. 2. Обман поставщиков в ЕИС 
  33. 3. Алгоритм действий если вы «попали» на мошеннический тендер
  34. 4. -инструкция “ЧЕРНЫЕ СХЕМЫ В ГОСЗАКУПКАХ | НЕЗАКОННО | Наше расследование”
  35. Практика уголовной ответственности в закупках | Контур.Закупки
  36. Ситуация 1. Контракт за «откат»
  37. Ситуация 2. Удовлетворение личных нужд за бюджетные деньги
  38. Ситуация 3. Закупки, «заточенные» под нужных поставщиков
  39. Ситуация 4. Уголовное дело за бизнес-дискриминацию
  40. Ситуация 5. Фальшивые документы
  41. Ситуация 6. Вымогательство и коммерческий подкуп

Уголовная ответственность за преступления в сфере госзакупок

Мошенничество в сфере госзакупок

Уголовная ответственность за преступления в сфере госзакупок касается двух основных субъектов заказчиков и участников закупок. 

Преступления со стороны заказчиков

Нарушения в сфере закупочной деятельности при освоении бюджетных средств со стороны   заказчиков, могут быть квалифицированы по целому ряду статей. В основном они закреплены в гл.

30 УК РФ «Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления».

Субъекты этих преступлений в силу служебных полномочий должностные лица представители заказчика либо организаций, должностных лиц, наделенных полномочиями заказчика.

Нецелевое расходование бюджетных средств

Когда речь идет о хищениях в госзакупках, первое, что  приходит в голову, это нецелевое расходование бюджетных средств. Уголовная ответственность за это предусмотрена ст. 285.1 УК РФ. Если сумма нецелевого использования была крупной 1,5 млн руб.

иболее1, то виновному грозит наказание в виде   лишения свободы до 2 лет и права занимать должности до 3 лет или без него. Это самая жесткая мера наказания в рамках ч. 1 ст. 285.1 УК РФ.В случае если не по назначению потратили 7,5 млн руб.

и более (особо крупный размер), действия могут быть квалифицированы уже по ч. 2 ст. 285.1 УК РФ

Она предполагает лишение свободы до 5 лет и права занимать должности до 3 лет или без этого.

Злоупотребление служебными полномочиями

Злоупотребление должностными полномочиями квалифицируется по ст. 285, 286, 292 или 293 УК РФ и предусматривает наказание от штрафа до 80 тыс. руб. до лишения свободы до 4 лет. При тех же действиях в случае наступления тяжких последствий виновного лишают свободы на срок до 10 лет без права занимать должности до 3 лет (ч. 3 ст. 285 УК РФ).

Еще один вид преступлений в сфере госзакупок превышение должностных полномочий. Оно подпадает по ст. 286 УК РФ и наказывается от штрафа до 80 тыс. руб. до лишения свободы до 4 лет.

 Если свои полномочия превысило лицо, занимающее государственную должность РФ или субъекта РФ, или глава органа местного самоуправления, то его в лучшем случае оштрафуют до 300 тыс. руб., а в худшем лишат свободы до 7лет, как и права занимать должности до 3 лет или без этого.

В случае если такие преступления совершены с применением насилия, оружия, спецсредств или с причинением тяжких последствий, кодекс предусматривает лишение свободы до 10 лет без права занимать должности до 3 лет.

В сфере госзакупок распространен также такой вид преступлений, как служебный подлог, когда в официальные документы вносят заведомо ложные сведения, исправления, которые искажают их действительное содержание. Нарушителей наказывают в соответствии со ст.

 292 УК РФ,начиная от штрафа до 80 тыс. руб. и заканчивая лишением свободы до 2 лет.
В случае существенного нарушения прав и законных интересов граждан, организаций, государства закон предусматривает наказание от штрафа до 500 тыс. руб.

 до лишения свободы до 4 лет без права занимать должности до 3 лет или без этого.

Халатность

Халатность в сфере госзакупок явление нехарактерное. Ведь нецелевой характер расходования средств бюджетов сам по себе предполагает конкретное действие, направленное, как правило, на личное обогащение или иную личную заинтересованность должностного лица.

Именно поэтому такое преступление отнесено к категории небольшой тяжести, за которое в соответствии со ст. 293 УК РФ может быть назначен штрафдо 120 тыс. руб., обязательные либо исправительные работы или арест до 3 мес.
Даже в случае причинения особо крупного ущерба (ч. 1.1 ст.

293 УК РФ) законодателем в качестве наиболее жесткого наказания предусмотрен арест до 6 мес.

Преступления со стороныучастников закупки

Среди субъектов преступления те, кто претендует на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, а также непосредственно поставщики. Они, как правило, посягают на экономические правоотношения, сложившиеся в сфере госзакупок. Составы этих преступлений содержатся в разделе VIII УК РФ «Преступления в сфере экономики».

Мошенничество

Среди участников закупок в рассматриваемой сфере правоотношений наиболее распространено мошенничество.Учитывая, что уголовный кодекс не предусматривает мошенничество в сфере госзакупок (оно подразумевается в области кредитования, предпринимательской деятельности, страхования и др.

), действия участников закупок в зависимости от тяжести негативных последствий и иных признаков следует квалифицировать по различным частям ст. 159 УК РФ.Так, по ч. 1 предусмотрено наказание от штрафа до 120 тыс. руб. до лишения свободы до 2 лет.

 За мошенничество, совершенное лицом с использованием своего служебного положения, как и в крупном размере, грозит в лучшем случае штраф до 500 тыс. руб., а в худшем лишение свободы до 6 лет со штрафом в размере до 80 тыс. руб. либо без него (ч. 3 ст. 159 УК РФ).Самое строгое наказание предусмотрено ч. 4 ст.

159, по которой за мошенничество, совершенное организованной группой либо в особокрупном размере, предусмотрено лишение свободы до 10 лет со штрафом до 1 млн руб. либо без него.

Так, исходя из материалов прокуратуры района Ханты-Мансийского автономного округа Югры, следственный орган возбудил уголовное дело по ч. 3 ст. 159 УК РФ.

 Проверка прокуратуры показала, что должностные лица учреждения здравоохранения похитили бюджетные средства в сумме почти 400 тыс. руб.

 Они действовали по предварительному сговору, подписав и оплатив счета-фактуры на оказание транспортных услуг, в которые внесли недостоверные сведения об объеме оказанных услуг.

Присвоение и растрата

Другое распространенное  преступление среди участников закупки присвоение или растрата. За него ст. 160 УК РФ предусматривает наказание в виде штрафа до 120 тыс. руб., обязательных работ до 240 ч, исправительных работ до 6 мес., ограничения свободы до 2 лет, принудительных работ до 2 лет, л/с до 2 лет.

За те же нарушения, совершенные лицом с использованием своего служебного положения, как и в крупном размере, по ч. 3 ст. 160 УК РФ предусмотрено наказание от штрафа до 500 тыс. руб. до лишения свободы до 6 лет со штрафом или с ограничением свободы либо без этого.

Если же их совершила организованная группа либо в особо крупном размере, то согласно ч. 4 ст. 160 УК РФ этих лиц наказывают лишением свободы до 10 лет со штрафом до 1 млн руб. и с ограничением свободы до 2 лет либо без этого.Доходом в крупном размере признается доход, сумма которого превышает 50 млн руб.

, а доходом в особо крупном размере 250 млн руб. Крупным ущербом признается ущерб, сумма которого превышает 10 млн руб., а особо крупным ущербом 30 млн руб.

Причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием.

 Еще один очень характерный вид преступления у участников закупок причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием. Ответственность за него предусматривает ст. 165 УК РФ.

Если это преступление совершено при отсутствии признаков хищения в крупном размере, то виновных лиц наказывают от штрафа до 300 тыс.руб.

 до лишения свободы до 2 лет со штрафом или без него и с ограничением свободы или без этого.

За то же действие, совершенное группой лиц по предварительному сговору либо организованной группой, причинившее особо крупный ущерб, срок лишения свободы увеличивается до 5 лет (ч. 2 ст. 165).

Ограничение конкуренции 

В рассматриваемой плоскости правоотношений фигурирует также и ограничение конкуренции заключение между хозяйствующими субъектами-конкурентами соглашения (картеля), запрещенного в соответствии с антимонопольным законодательством РФ.

 Такое правонарушение переходит в уголовно-правовую плоскость, если ограничение конкуренции причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо повлекло извлечение дохода в крупном размере.
В этом случае в соответствии с ч. 1 ст. 178 УК РФ виновных должностных лиц наказывают штрафом до 500 тыс. руб.

, лишением свободы до 3 лет иправа занимать должности до 1 года либо без него. По части 2 этой же статьи такие деяния, совершенные лицом с использованием своего служебного положения, причинившие особо крупный ущерб либо повлекшие извлечение дохода в особо крупном размере, наказываются более строгими видами и размерами уголовного наказания.

В частности, это может быть лишение свободы до 6 лет со штрафом до 1 млн руб. или без него и с лишением права занимать должности до 3 лет или без этого.

Злоупотребление полномочиями

В числе преступлений со стороны участников закупки УК РФ выделяет и злоупотребление полномочиями, но только в случае, если это причинило существенный вред правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства.

Тогда виновных лиц в соответствии с ч. 1 ст. 201 УК РФ наказывают от штрафа до 200 тыс. руб. до лишения свободы до 4 лет.
По части 2 ст. 201 УК РФ то же действие, повлекшее тяжкие последствия, наказывается штрафом до 1 млн руб.

, лишением свободы до 10 лет без права занимать должности до 3 лет.

 Коммерческий подкуп 

И наконец, в качестве еще одного вида преступлений, на которые идут участники закупок, можно назвать коммерческий подкуп. Он выражается в незаконной передаче лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества.

Кроме того, ему могут оказывать услуги имущественного характера, предоставлять иные имущественные права за совершение действий (бездействие) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением. За это ст.

 204 УК РФ предусматривает штраф до 50-кратной суммы коммерческого подкупа с лишением права занимать должности до 2 лет, лишением свободы до 3 лет. При наличии квалифицирующих признаков наказание возрастает.Заказчики несут уголовную ответственность в соответствии с УК РФ: за нецелевое расходование бюджетных средств (ст. 285.

1); злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285); превышение должностных полномочий (ст. 286); служебный подлог (ст. 292); халатность (ст. 293).

В числе преступлений участников закупок, подпадающих под действие УК РФ: мошенничество (ст. 159); присвоение или растрата (ст. 160);причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием (ст. 165); ограничение конкуренции (ст.

 178); злоупотребление полномочиями (ст. 201); коммерческий подкуп (ст. 204). 11 Размер причиненного бюджету ущерба является линией разграничения между административной (ст. 15.14 КоАП РФ) и уголовной ответственностью (ст. 285.

1 УК РФ) за одни и те же действия.

Источник: https://pershickow.ru/ugolovnaya-otvetstvennost-za-prestupleniya-v-sfere-goszakupok/

Незаконные и серые схемы в госзакупках: как это работает и что за это грозит

Мошенничество в сфере госзакупок

Более серьёзное расследование проводит ФАС. Нередко проверки занимают несколько месяцев и затрагивают всех предполагаемых участников сговора, независимо от участия и побед в госзакупках.

Другие сговоры

Наиболее распространены следующие сговоры (соглашения):

  1. «Вертикальные» соглашения — между компаниями (предпринимателями) разного уровня в пределах цепочки «производитель — розничный потребитель». Цель — договориться о цене, жестко её урегулировать и не допустить на рынок конкурентов, в том числе потенциальных.
  2. Скоординированный сговор — любая схема, которая организована, управляется и контролируется со стороны, без непосредственного в ней участия. Координатор схемы — конечный выгодоприобретатель, а рядовые участники только выполняют конкретный набор задач, в том числе периодически сменяя друг друга, побеждают и проигрывают в госторгах.
  3. Сговоры с властью, которые создают предпосылки для победы конкретного участника торгов, или сговоры с заказчиком, когда победа конкретного участника предрешена.

Схемы

Картельные и другие антиконкурентные соглашения (сговоры) — фундамент, который создаёт условия и обеспечивает нужный результат. Но его достижение невозможно без применения конкретных схем — практических инструментов для решения задач. Может использоваться как одна, так и сразу несколько схем.

Большой объём работы по выявлению схем, их изучению и систематизации приходится на проект ОНФ «За честные закупки» (работает с сентября 2013 года). Любое заинтересованное лицо может сообщить о нарушении — оно будет проверено независимыми экспертами. На сайте проекта опубликована «Серая книга», в которой даны описания и примеры используемых в госзакупках серых схем (сейчас их 32).

Каждой из схем дано своё название: «Угадай-ка», «Ювелир», «Экстрасенс», «Таланты и поклонники», «Профессор», «Блат», «Ошибочка» и т.д.

Авторы творчески подошли к своей работе, но это не отменяет всю серьёзность проекта и главного — для каждой схемы дано описание и приведён пример её использования в жизни. Разумеется, не для применения, а для понимания — так делать нельзя.

Потому что схема уже известна и изучена, а её признаки заложены в систему мониторинга всех госзакупок. И потому что её применение — прямая угроза ответственности.

Приведём некоторые схемы:

  1. Схема «Промах». Заказчик устанавливает цену контракта по своему усмотрению и сильно её завышает. «Дружественный» участник предлагает относительно реальную цену, что и способствует его победе.
  2. Схема «Кто тут главный». Чтобы избежать обязательного общественного обсуждения закупки, заказчик разбивает её на несколько лотов — каждый по цене в пределах нужного уровня. В закупках побеждает «дружественный» участник.
  3. Схема «Таран». В аукционе участвуют минимум три договорившихся между собой компании. Две вступают в схему с самого начала и, чередуясь, сильно сбавляют цену — так, чтобы добросовестные участники не могли ей что-либо противопоставить. Перед самым закрытием аукциона появляется предложение третьего участника — с минимальным снижением начальной цены. Он в итоге и выигрывает аукцион, поскольку у компаний, предложивших самые низкие цены, «случайно» были допущены ошибки в документах.
  4. Схема «Близнецы». Одинаковая закупка проводится дважды. Первую закупку за счёт максимального демпинга выигрывает «дружественная» компания, но через какое-то время по соглашению сторон контракт расторгается. Далее, зная, что скоро будет вторая закупка, эта компания договаривается с потенциальными участниками о том, что они не будут подавать заявки или активно участвовать в торгах — за это они получат вознаграждение. Вторую закупку снова выигрывает та же самая компания, что и в первый раз. Только теперь цена максимальная и при этом завышена на сумму вознаграждения участникам сговора.

Первичную проверку сомнительных закупок проводит ФАС. Это может быть инициатива самого антимонопольного органа или обращение со стороны, в частности жалоба добросовестного участника торгов.

При выявлении нарушений возможны два вида ответственности:

  1. Административная – по ст. 14.32 КоАП РФ. Санкции варьируются в зависимости от характера правонарушения и статуса нарушителя. Должностным лицам грозит штраф в несколько десятков тысяч рублей или профессиональная дисквалификация на несколько лет. К юридическим лицам применяются штрафные санкции — подлежит уплате определённая доля от суммы выручки.
  2. Уголовная — по ст. 178 УК РФ. Ответственность наступает за действия, связанные с ограничением конкуренции, если они повлекли причинение крупного ущерба (свыше 10 млн рублей) или получение крупного дохода (свыше 50 млн рублей).

Участники торгов (поставщики) рискуют в случае нарушений антимонопольного законодательства попасть в реестр недобросовестных поставщиков, что блокирует их дальнейшее участие в госзакупках.

Поскольку серые схемы бывает сложно выявить и доказать, ФАС и правоохранительные органы могут воспользоваться предусмотренным КоАП и УК инструментом — предложить освобождение от ответственности для того, кто первым даст показания о сущности схемы и её участниках. Многие предприниматели и компании этим пользуются — в проблемных ситуациях о прошлых договоренностях забывают.

Любая схема опасна тем, что добросовестные участники, проигравшие в торгах, могут обратиться в ФАС и правоохранительные органы. И, как правило, пользуются таким правом.

Достаточно только подозрений — доказательства собираются в ходе проверки. Выявленная схема — не только наказание, но и отмена торгов.

Таким образом, добросовестные участники получают ещё один шанс для заключения интересующего их контракта.

Источник: https://iitrust.ru/articles/expert/nezakonnye-i-serye-shemy-v-goszakupkah-kak-eto-rabotaet-i-chto-za-eto-grozit/

Признаки мошенничества в закупках по 223‑ФЗ

Мошенничество в сфере госзакупок

Когда 223-ФЗ только вступил в силу, поставщики не знали, как и в каких случаях подавать жалобы в ФАС, и закрывали глаза на незаконные действия заказчика. В отличие от ст. 105 Закона № 44-ФЗ, в 223-ФЗ не прописывается, как формулировать жалобу и на что жаловаться. Нужно пользоваться алгоритмом подачи жалобы из антимонопольного Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ.

Полезно изучить уже осуществленные закупки в ЕИС: как проводилась закупка, какая поступила жалоба, какое решение было принято ФАС, было ли арбитражное рассмотрение дела.

Типичные нарушения по 223-ФЗ

  • План закупок не размещается на сайте zakupki.gov или размещается не вовремя

Например, заказчик может в один и тот же день разместить план и провести закупку, и поставщики не успеют с ней ознакомиться.

  • Многочисленны случаи закупки у единственного поставщика с нарушением закона

Многие заказчики в своем положении о закупках разрешили себе проводить огромное количество закупок у единственного поставщика. В особенности это касается отраслевых корпораций, которые проводят закупки на сотни миллионов рублей у единственного поставщика.

  • Не всегда проводится расчет и обоснование начальной (максимальной) цены контракта (НМЦК)

В закупках по 44-ФЗ обязательно нужно рассчитывать и обосновывать НМЦК (Приказ Минэкономразвития РФ от 02.10.2013 № 567). 223-ФЗ не обязывает это делать, и некоторые заказчики ставят начальную цену в 2-3 раза выше рыночной.

  • Нарушения комиссии по закупкам при определении победителя, незаконный отказ в допуске к участию и необоснованное отклонение заявок

Комиссия либо допускает заявку, которую требуется отклонить, либо отклоняет верную заявку, которую отклонять не нужно. Это очень распространенное нарушение в рамках 223-ФЗ. Здесь случаются «несостоявшиеся заявки», когда заявки всех участников, кроме одного, отклоняются, он допускается до торгов и с ним по максимальной цене заключается договор.

  • Ограничение конкуренции в конкурсных документах

Могут запрашиваться дополнительные документы и лицензии. ФАС считает это нарушением.

  • Заказчик устанавливает нереалистичные сроки выполнения работ или поставки товара

Заказчик может указать срок в два дня для поставки товара из Европы или попросить выполнить за 20 дней работу, которую возможно выполнить только за 180 дней. Здесь ФАС также часто встает на сторону поставщиков.

  • Ассортимент поставляемых товаров расширяется, и цена договора увеличивается
  • Заказчик не налагает штраф и не расторгает контракт даже в случае необходимости

В закупке указываются нереалистичные сроки с обязательным условием о расторжении контракта, честные компании не участвуют в закупке. Компания-победитель нарушает условия, но заказчик не соблюдает условия договора — не расторгает контракт и не налагает штраф.

Закупка без тендера

Большое количество закупок по 223-ФЗ проводится у единственного поставщика. Для этого в ЕИС в положении о закупках многих заказчиков может использоваться формулировка «приглашение к сотрудничеству».

Прокуратура в арбитражном суде часто признает такую закупку недействительной, а договор ничтожным — деньги возвращаются заказчику, товар — поставщику.

Также заказчик, чтобы уйти от процедуры определения поставщика, может передать свои функции предприятиям, которые не попадают ни под 44-ФЗ, ни под 223-ФЗ.

Например, автономным некоммерческим организациям (АНО) часто функции заказчика и деньги передают муниципалитеты или федеральные заказчики. АНО регулируются только Гражданским кодексом, в котором уточняется, что закупки должны проводиться на конкурсной основе, но не регулируются сроки или протоколы. Именно поэтому АНО могут проводить закупки как захотят.

Закупка у аффилированных лиц

На сайте Генпрокуратуры есть множество примеров того, когда госзаказчик проводит процедуру и заключает договор с учреждением, в котором директор организации заказчика — ближайший родственник заказчика. Это нарушает 135-ФЗ, чаще всего договор признается ничтожным, поставщик возвращает деньги, а заказчик — товар.

Примеры таких нарушений:

  • Межрайонная прокуратора в Ярославской области обнаружила конфликт интересов при определении поставщика и заключении договора между матерью и сыном.
  • Прокурор в Челябинской области обнаружил договор на поставку продуктов питания между двумя братьями и их отцом.

Мошенничество с НМЦК

В 223-ФЗ нет четкого алгоритма установления начальной цены контракта, в отличие от 44-ФЗ (Приказ Минэкономразвития РФ от 02.10.2013 № 567 указывает, как формировать НМЦК).

Заказчик может указать цену намного ниже рыночной стоимости оборудования, добросовестные поставщики не будут участвовать в закупке, и заказчик сможет подписать контракт с нужным ему поставщиком.

В соответствии с положением о закупке, заказчик может увеличить стоимость договора или количество товара на 30 %. Так поставщик с помощью ухищрений заказчика может получить нужную ему очень низкую или очень высокую цену.

Необоснованное увеличение цены заключенного договора

Заказчик в положении о закупке увеличивает сумму договора на 10-30 %, но не увеличивает количество товара. Либо он может увеличить количество другого товара — не того товара, который был указан в описании закупки.

Это нарушение конкуренции и неравные условия для всех участников закупки, потому что только одна компания владеет нужной информацией. Если бы другой поставщик знал, что с ним заказчик увеличит договор на 30 % и попросит дополнительно поставить другой товар, он бы тоже мог согласиться на эти условия.

Хищение средств при невыполненных работах

Чаще всего деньги похищают, когда оплачиваются товар или услуга, которые не были поставлены/выполнены, хотя должностные лица оформили акты выполненных работ.

На основании подписанной накладной или акта выполненных работ происходит оплата. Поставщик может задержать товар и попросить подписать документы и оплатить его, чтобы не накладывались штрафные санкции. После подписания актов или накладных товар могут вообще не поставить/работы могут не выполняться.

Ремонт несуществующих объектов

Руководитель предприятия закладывает в бюджет ремонт несуществующего объекта. Он есть в документах у заказчика, но на самом деле его снесли или его никогда не существовало.

Например, в одной из республик директор хозяйственно-транспортного комплекса утвердил план ремонтно-строительных работ, заложил в бюджет расходы и заключил контракт на реконструкцию несуществующего гостевого дома на сумму более 13 млн руб. В отношении директора было возбуждено уголовное дело.

Противостояние между заказчиком и поставщиком не должно выходить за рамки Уголовного кодекса. За нарушение 223-ФЗ и 135-ФЗ нарушители могут столкнуться со штрафами.

Пример: заказчик совершил закупку у аффилированного лица и сказал, что не сможет выплатить административный штраф в 50 000 руб., потому что у него низкие доходы и он не знал об этом законе. Но незнание закона не освобождает от ответственности.

Мошенничество на электронных площадках по 223-ФЗ

Подозрительно, когда участник электронного аукциона на ЭТП не может:

  • пройти аккредитацию;
  • подать предложение о цене контракта;
  • войти в закрытую часть ЭТП;
  • подать заявку на участие в электронном аукционе;
  • опубликовать и направить необходимые документы;
  • подать запрос на разъяснение положений документации.

Если в рамках 44-ФЗ закупки ведутся только на восьми площадках и их работа довольно прозрачна, то в рамках 223-ФЗ площадок намного больше, и участники часто сталкиваются с мошенничеством.

Полезно регистрировать все свои действия на электронных площадках, чтобы упростить подачу жалобы и доказать свою правоту. Так ФАС проще рассмотреть дело.

Наиболее частые случаи мошенничества на электронных площадках:

  • площадки за высокую цену выдают ключи к электронной площадке;
  • участник получил ключ, но не может пройти аккредитацию;
  • в тот момент, когда нужно подать предложение, кнопка подачи предложений неактивна;
  • победитель закупки не может войти в личный кабинет и подписать контракт;
  • поставщик не может прикрепить документы и подать заявку;
  • площадка не позволяет запрашивать разъяснение положений документации, когда заказчик вывешивает ТЗ с нечеткими фотографиями/непонятными шрифтами;
  • договор не прикрепляется либо прикрепляется, но позже заказчик говорит, что не получил договор;
  • кнопка входа в личный кабинет неактивна;
  • деньги не поступают на виртуальный счет либо поступают позже и не в том объеме;
  • все документы прикреплены, но позже заказчик говорит, что какого-то документа не хватает;
  • во время электронного аукциона поставщик подает ценовое предложение в 100 руб., а отображается 120 руб.;
  • победителю приходит протокол, но на следующий день он отменяется.

Обучение и экспертная поддержка в сфере закупок. Повышайте квалификацию и получайте ответы экспертов.

Узнать больше

Вызывают вопросы такие признаки, как изменение любых данных, документов и сведений на электронной площадке, а также ситуации, когда заказчики, оператор электронной площадки или участники аукциона не направляют документы и сведения, предусмотренные законом.

Блокирование участников электронных аукционов программно-аппаратными средствами электронной площадки

В том числе не исключено отключение определенного функционала для участника электронного аукциона электронной площадкой. Это означает, что поставщик не может подписать контракт или подать предложение. Например, поставщик победил в аукционе, заказчик отправил договор с неправильной ценой или спецификацией, но поставщик не может подать протокол разногласий.

Некорректное ведение счетов участников электронного аукциона

Здесь возможны в том числе открытие счета, блокировка средств, зачисление средств на счет. В рамках 44-ФЗ деньги поступают на площадку в тот же день или на следующий, на некоторых площадках, работающих по 223-ФЗ, могут не поступить к моменту подачи заявок.

Некорректная информация на электронной площадке

Такие признаки можно распознать в ситуации, когда:

  • происходит некорректное отображение подачи предложения;
  • обозначено несвоевременное начало и окончание электронного аукциона (в документах указано, что он проводится в определенное время, а на самом деле — на час раньше; площадки могут ссылаться на разницу в часовых поясах);
  • опубликован некорректный протокол;
  • представлены документы и сведения с нарушением сроков, предусмотренных законодательством РФ (положение о закупке предполагает, что протокол нужно вывешивать в течение 3-х дней после проведения закупки, но иногда эту «операцию» затягивают на несколько месяцев. На такое поведение можно сразу жаловаться в ФАС).

Участник не может подключиться к электронной площадке

Подозрительно, когда все участники, кроме одного, не могут подключиться к электронной площадке в тот момент, когда начался аукцион. Неудивительно, что тот единственный участник подает ценовое предложение и становится победителем.

В каких случаях можно столкнуться с мошенничеством?

Статус бюджетных компаний проверяют тщательнее. Компании, которые размещают закупки по 44-ФЗ, получают электронную подпись в Федеральном казначействе, регистрируются как заказчики на ЕИС и размещают положение о закупках.

Поставщиков могут обмануть компании, которые организуют коммерческие торги или закупки по 223-ФЗ.

Как действуют мошенники:

  • Регистрируются как заказчик по 223-ФЗ на ЕИС и публикуют положение о закупках.
  • Объявляют одну или несколько закупок на крупные суммы и устанавливают максимально высокое обеспечение заявки.
  • Исчезают, как только поставщики переводят деньги на счет.

Что делать, если вас обманули?

Если заказчик не выходит на связь, нужно обратиться в ФАС. Они рассмотрят жалобу и вынесут решение в течение 7 рабочих дней.

Как вычислить мошенника:

  1. Найти информацию о заказчике в ЕИС.
  2. Проверить жалобы в ФАС от других участников.
  3. Расспросить поставщиков, которые раньше работали с этим мошенником.
  4. Проверить, есть ли арбитражные дела по этой организации.
  5. Проверить все торги, в которых компания участвовала как заказчик и поставщик.
  6. Проверить черный список заказчиков-мошенников.

Все это можно сделать с помощью программы Контур.Фокус. Рассмотрим на примере, какую информацию можно узнать с помощью инструментария программы о фирмах-мошенниках. 

Например, берем компанию «Водоочистные сооружения № 3». Благодаря Контур.Фокусу узнаем, что:

  • организация зарегистрирована 2 августа 2016 года, но уже в ноябре объявила 12 закупок на общую сумму в 13 млн руб.;
  • компания была исключена из ЕГРЮЛ в одностороннем порядке; 
  • у компании стоит отметка налоговой о недостоверности сведений (черная метка ФНС);
  • компания не вернула поставщикам обеспечение заявки в 5 % от НМЦК. 

Источник: https://kontur.ru/articles/5617

Мошенничество в закупках: новые схемы обмана поставщиков 2020 г

Мошенничество в сфере госзакупок

1.Мошенничество в тендерных закупках
2. Обман поставщиков в ЕИС
3. Алгоритм действий если вы «попали» на мошеннический тендер
4. -инструкция “ЧЕРНЫЕ СХЕМЫ В ГОСЗАКУПКАХ | НЕЗАКОННО | Наше расследование”

       «Всё течёт, всё изменяется», – любил говорить философ Гераклит. Совершенствуются и мошеннические схемы в тендерах по 223 ФЗ.

Хотя прав и другой древний философ Экклезиаст: «Нет ничего нового под солнцем»: расчет всех мошенников по-прежнему на человеческую глупость и жадность.

Онаиболее распространенных схемах мошенников в сфере государственных контрактов мы уже писали здесь

Итак, дамы и господа, предлагаем вашему вниманию новые рецепты с адской кухни русских мошенников из сферы государственных закупок.

Возникли сложности с заполнением документов?

         Закажи грамотную помощь в заполнение документов у наших специалистов, с оплатой за результат

Обратиться к специалистам

1. Мошенничество в тендерных закупках

На ЕИС появляется свежий заказ, обычно не имеющий отношения к государственным структурам, содержащий сказочные предложения: аванс от тридцати процентов цены контракта, а то и вовсе стопроцентная предоплата, в смете проекта указаны заоблачные суммы прибыли.

Волшебное слово «халява» привлекает толпу поставщиков, желающих поучаствовать в дележе медвежьей шкуры. Дальше могут быть варианты.

1) Заказчик, прописавший в качестве условия заключения контракта крупные суммы обеспечения заявки и/или контракта (непременно в денежном эквиваленте и никакого банковского сопровождения!), которые надо в полночь зарыть на Поле Чудес… Нет, это из другой сказки. Так вот, получив требуемую сумму со всех любителей лёгких и быстрых денег, заказчик исчезает в южном направлении, посылая всем контрагентам воздушные поцелуи.

2) Начало истории то же самое, но заказчик через несколько месяцев возникает на горизонте, делая индифферентное лицо и крутя руками: дескать, простите, люди добрые, бес попутал, торги отменяются. Ждем вас через год на том же месте и в тот же час. Прокрученная к тому времени сумма обеспечения благополучно возвращается заказчикам. Без процентов с прокрутки, естественно.

Причины для отмены тендера могут быть самые уважительные: отсутствие подписи, техническая авария, ликвидация производства, банкротство предприятия, неправильное оформление документации о торгах и т. д

2. Обман поставщиков в ЕИС 

Антимонопольная служба выявила четыре мошеннических предприятия, работавших по данной схеме с 2016 года (список см. ниже). История такова: фирма «Рога и копыта», работающая по 223-ФЗ, регистрируется в ЕИС и публикует на сайте системы набор запросов котировок. Всё чинно и солидно.

Поставщики, желающие принять участие в тендере, высылают обеспечение заявки (пять процентов от начальной стоимости договора) на расчетный счет псевдоорганизатора торгов. А в ответ – тишина.  Три года тендеры остаются в статусе «Подача заявок», представляя собой пресловутый пассивный доход для псевдозаказчика.

Поскольку нет объявления о подписания контракта с победителем процедуры, вернуть обеспечение заявки невозможно. Как говорится, сервер завис и на запросы не отвечает.

Чтобы как-то защитить заказчиков, антимонопольная служба опубликовала список подобных организаций, которые, словно крокодил на дне водопоя, лежат мёртвым грузом в ЕИС, продолжая собирать деньги у заказчиков.

Вот перечень предприятий-мошенников на сайте ЕИС:

1)    ООО «Водоочистные сооружения 3»;

2)    ООО «Комплекc климат»;

3)    ООО «НТК «Газстройсервис Северо-Запад»;

4)    ООО «Региональная сбытовая компания» (ООО «РСК»).     

3. Алгоритм действий если вы «попали» на мошеннический тендер

1) Фиксируем нарушение заказчиком законных сроков определения победителя торгов (см. ч. 12 ст. 4 223-ФЗ: 3 дня со дня подписания договора).

2) Проверяем сайт организатора торгов на предмет извещения о технических неполадках (см. ч. 13 ст. 4 223-ФЗ).

3) Пишем жалобу в ФАС.

4) Таинственный закупщик получает штраф (от десяти до тридцати тысяч рублей, согласно ч. 5 ст. 7.32.3 КоАП)

5) Получив решение ФАС, выводим обеспечение с ЭТП.

4. -инструкция “ЧЕРНЫЕ СХЕМЫ В ГОСЗАКУПКАХ | НЕЗАКОННО | Наше расследование”

Для гарантированного результата в тендерных закупках Вы можете обратиться за консультацией к экспертам Центра Поддержки Предпринимательства.

Если ваша организация относится к субъектам малого предпринимательства, Вы можете получить целый ряд преимуществ: авансирование по гос контрактам, короткие сроки расчетов, заключение прямых договоров и субподрядов без тендера.

Оформите заявку и работайте только по выгодным контрактам с минимальной конкуренцией!

Обратно к списку

Источник: https://cpp-group.ru/baza-znaniy-smp/poleznye-stati-i-sovety/novaya-modnaya-skhema-obmana-postavshchikov-v-tenderakh-po-223-fz/

Практика уголовной ответственности в закупках | Контур.Закупки

Мошенничество в сфере госзакупок

Правовое регулирование сферы государственных закупок является сложным и многогранным. Наряду с гражданско-правовой, дисциплинарной и административной ответственностью существует и уголовная.

В УК РФ есть немало статей, включая появившиеся совсем недавно, под которые попадают преступления, совершенные в связи с закупками.

В этом материале рассмотрим применение норм уголовного законодательства к конкретным нарушениям.

Ситуация 1. Контракт за «откат»

Система заключения соглашений за так называемый «откат», то есть личное вознаграждение представителя контрагента, существует в российском бизнесе с момента его появления. Не избежала этого и сфера госзаказа. Уголовная ответственность за такое преступление предусмотрена статья 290 «Получение взятки».

Пример — уголовное дело в отношении главврача родильного дома в г. Ухта Республики Коми.

В течение нескольких лет он обеспечивал заключение подведомственным ему лечебным заведением контрактов на поставку лекарственных средств и медизделий с группой из нескольких поставщиков.

Было доказано, что в качестве благодарности компании перечисляли главврачу денежные средства на счета третьих лиц.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

Заказать регистрацию в ЕИС

Поскольку общая сумма вознаграждения превысила 1,2 млн рублей, то была применена часть 2 статьи 290 УК РФ. В итоге виновное лицо получило наказание в виде лишения свободы сроком на 5 лет и конфискации полученной суммы взятки.

К слову, взятка не обязательно должна быть в форме денежных средств. Это может быть предоставление каких-то иных благ или преференций.

Ситуация 2. Удовлетворение личных нужд за бюджетные деньги

Довольно часто на практике можно столкнуться с ситуациями, когда руководитель или иное уполномоченное лицо заказчика превышает свои должностные полномочия или злоупотребляет ими. Например, понуждает сотрудников без необходимости приобретать путем закупки имущество, которое потом используется в личных целях руководства.

Примером может служить дело, фигурантом которого стал бывший руководитель Государственного бюджетного научного учреждения «ГНТЦ Наука».

Прокуратура заподозрила его в том, что он дал распоряжение уполномоченным сотрудникам путем неконкурентной закупки приобрести оргтехнику стоимостью примерно полмиллиона рублей.

Через год после приобретения эта техника была списана и по фиктивным документам утилизирована.

В отношении бывшего директора научного учреждения было возбуждено уголовное дело по части 1 статьи 285 УК РФ «Злоупотребление должностными полномочиями».

Также итогом подобных преступлений может быть возбуждение уголовного дела по статье 286 УК РФ «Превышение должностных полномочий».

Примером является дело в отношении должностных лиц администрации одного из городских поселений Ростовской области.

Следствие придерживается такой версии: подозреваемые помогли знакомому предпринимателю получить контракт на поставку, монтаж и пусконаладку системы видеонаблюдения. Инцидент произошел в апреле 2018 года, и дело пока находится в процессе производства.

Рекомендуем также прочитать статью об административной ответственности заказчиков по 44-ФЗ.

Ситуация 3. Закупки, «заточенные» под нужных поставщиков

Нередко на практике встречаются нарушения в форме так называемой заточки закупки под конкретного исполнителя.

Подразумевается составление закупочной документации таким образом, чтобы ей соответствовала заявка нужного участника, тогда как остальные отклонялись.

Заниматься подобным могут не только заказчики, но и вступившие в сговор с участниками закупочной деятельности сторонние организации, специализирующиеся на сопровождении закупок.

Контролирующие органы выявили в Хакасии целое преступное сообщество, занимающееся «заточкой» аукционной документации. Документы подгонялись под нужных исполнителей, в частности, поставщиков медицинских препаратов и изделий.

В процессе следствия выяснилось, что так закупались товары для городского перинатального центра и районной клинической больницы. За каждый заключенный таким образом контракт преступная группа получала «откат» в размере 10-20 % от его стоимости. Правоохранительным органам удалось установить, что общая сумма похищенных средств составила более 90 млн рублей.

Итогом стало дело по статье 159 УК РФ «Мошенничество», а именно по части 4, подразумевающей ответственность за преступление, совершенное в особо крупном размере организованной группой. Один из фигурантов уже осужден.

Изначально ему было назначено наказание в виде лишения свободы на 4,5 года. Однако оно было заменено на условное с испытательным сроком 4 года, поскольку осужденный ранее не привлекался к ответственности, признал себя виновным и еще при досудебном разбирательстве содействовал следствию.

Что касается прочих фигурантов этого дела, то им вряд ли будет вынесен такой мягкий приговор.

Ситуация 4. Уголовное дело за бизнес-дискриминацию

Стать фигурантом уголовного дела должностное лицо заказчика рискует даже в том случае, если неправомерно отклонит заявку. Чаще всего при этом участники жалуются в ФАС, но можно также подать обращение в прокуратуру. Именно так поступил бизнесмен из Мордовии.

Средняя школа объявила закупку кресел для актового зала в виде электронного аукциона. Было подано две заявки: от упомянутого бизнесмена и другого юридического лица. Однако заявка бизнесмена была отклонена из-за того, что он якобы не приложил ряд документов. В итоге победителем оказалось второе юрлицо.

Как было сказано выше, предприниматель обратился в прокуратуру, которой было установлено следующее: заявка бизнесмена содержала все необходимые документы и была отклонена неправомерно. Ко всему прочему, цена, предложенная бизнесменом, была более выгодной.

Прокуратура посчитала, что действия заказчика являются дискриминацией. В Уголовном кодексе есть статья 169 «Воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности». Именно по ней было возбуждено уголовное дело в отношении должностного лица заказчика.

Ситуация 5. Фальшивые документы

К уголовной ответственности в сфере закупок могут быть привлечены и представители поставщика. Примером является закупка в рамках реализации в Москве государственной программы по развитию физкультуры и спорта.

Объектом закупки были услуги по разработке проектно-сметной документации на строительство физкультурного комплекса. Районная прокуратура выяснила, что один из поставщиков приложил к заявке фальшивые документы.

Именно наличие этих документов позволило нечестному исполнителю получить государственный контракт стоимостью более 16 млн рублей.

В соответствии с нормами 44-ФЗ, при выявлении недостоверных сведений заявка должна быть отклонена, а контракт — расторгнут. Поэтому заказчику было вынесено предписание расторгнуть контракт с указанным исполнителем и передать сведения о нем в РНП.

Ответственным лицам компании, приложившим подложные документы, грозит преследование по факту выявленных нарушений. Сейчас следственный орган решает, имеет ли место состав преступления по частям 1 и 3 статьи 327 УК РФ «Подделка, изготовление или сбыт поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей, бланков».

Ситуация 6. Вымогательство и коммерческий подкуп

Не секрет, что в системе закупок существуют так называемые жалобщики. Их «деятельность» заключается, по сути, в вымогательстве. Используя систему обжалования, они грозят сорвать закупку, если не получат определенную сумму отступных. Потерпевшим может являться заказчик или добросовестный поставщик, желающий принять участие в закупке.

Подобное дело имело место в республике Удмуртия. Суть в следующем: руководитель ООО предпринимал действия, мешающие добросовестному поставщику принять участие в аукционе на поставку автомобилей скорой медпомощи. За прекращение своих действий он требовал 2,5 млн рублей.

Поставщик не хотел упускать аукцион, поэтому согласился на требования вымогателя. Однако параллельно обратился в полицию. Вымогателю была передана первая часть требуемой суммы (1,5 млн рублей), после чего он был задержан правоохранительными органами.

За получение подкупа в особо крупном размере, сопряженного с вымогательством, в его отношении было возбуждено уголовное дело по части 8 статьи 204 УК РФ «Коммерческий подкуп». Итогом стало осуждение руководителя ООО на 7 лет лишения свободы в исправительной колонии строгого режима, а также запрет в течение 4 лет занимать управленческие должности в коммерческих структурах.

В заключение отметим, что с 4 мая 2018 года в УК РФ появились две специализированные статьи для сферы закупок:

  • 200.4 «Злоупотребления в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд»;
  • 200.5 «Подкуп работника контрактной службы, контрактного управляющего, члена комиссии по осуществлению закупок».

Подробно о мерах ответственности, предусмотренных статьями 200.4 и 200.5, мы рассказали в материале Закупки по 44-ФЗ: уголовная ответственность.

Источник: https://zakupki-kontur.ru/news/praktika-ugolovnoj-otvetstvennosti-v-zakupkax/

Юрист поможет
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: