Кто может быть в руководящем составе ТОС?

Содержание
  1. Этапы создания ТОС пошаговое руководство
  2. На первом собрании:
  3. На втором собрании:
  4. Формы проведения учредительного мероприятия
  5. Подготовка к учредительному мероприятию
  6. Собрание
  7. Конференция
  8. Проведение учредительного мероприятия – собрания/конференции
  9. План проведения учредительного мероприятия:
  10. Оформление документов, принятых на учредительном собрании (конференции)
  11. Второй этап организации ТОС
  12. Государственная регистрации ТОС в качестве юридического лица
  13. Территориальное общественное самоуправление, что это такое
  14. Что такое ТОС или ТОСы
  15. История ТОС
  16. Законодательная база
  17. Для чего создается
  18. Формы и виды
  19. Полномочия и функции органов управления
  20. Кто может участвовать в деятельности ТОС
  21. Как финансируется
  22. Границы ТОС
  23. Как создать территориальное общественное самоуправление
  24. Территориальное общественное самоуправление (ТОС)
  25. Территориальное общественное самоуправление как вид местного самоуправления
  26. Территориальное общественное самоуправление
  27. Формы территориального общественного самоуправления
  28. Органы территориального общественного самоуправления
  29. Устав территориального общественного самоуправления
  30. 131-ФЗ. Территориальное общественное самоуправление
  31. Основные положения ст. 27 №131-ФЗ
  32. Полномочия и функции органов управления ТОС
  33. Цели создания ТОС
  34. Пошаговая инструкция по созданию ТОС
  35. Шаг №1. Создание ИГ, то есть инициативной группы
  36. Шаг №2. Определение точных границ ТОС. Выбор времени проведения учредительного собрания/конференции
  37. Шаг №3. Оповещение граждан, живущих в пределах границ территории о дате собрания или конференции
  38. Шаг №4. Проведение собрания/конференции
  39. Шаг №5. Регистрация устава ТОС в органах МСУ
  40. Шаг №6. Регистрация ТОС в Минюсте
  41. Шаг №7. Завершающая стадия

Этапы создания ТОС пошаговое руководство

Кто может быть в руководящем составе ТОС?

Создание ТОС инициируется гражданами, проживающими на соответствующей территории, которые формируют инициативную группу.

Инициативная группа – это группы граждан численностью не менее 3 человек, имеющих право на участие в территориальном общественном самоуправлении и объединившихся в целях созыва учредительного собрания (или конференции) территориального общественного самоуправления. Формируется на первом собрании из числа жителей предполагаемой территории ТОС.

На первом собрании:

  1. принятие решения об инициации создания ТОС;
  2. создание инициативной группы;
  3. определение предполагаемой территории ТОС;
  4. определение наименования ТОС;
  5. подготовка запросов в органы местного самоуправления:

В администрацию поселения:

о выдаче справки о численности граждан, достигших 16-летнего возраста, проживающих на территории создаваемого ТОС. (Списки могут быть также составлены инициаторами собрания путем поквартирного (подомового) обхода;

В Совет депутатов поселения:

о рассмотрении предложений по границам создаваемого ТОС.
Представительный орган на основе заявления инициативной группы в месячный срок должен принять Решение об установлении границ, которое позволит начать практическую работу по организации учредительного собрания или конференции.

Совет:

Оптимальным является то количество членов инициативной группы, которое будет достаточным для работы с другими жителями: им нужно рассказать о ТОС, объяснить, почему вы хотите его создать, пригласить на собрание/или собрать подписи и т.д.

Практика показывает, что один человек может эффективно провести работу с 10 – 15 людьми.

Поэтому, инициаторам лучше на первом этапе постараться расширить свои ряды, привлекая своих друзей и родственников, если они являются соседями и живут на территории будущего ТОС.

В многоквартирных домах хорошо найти по одному человеку на каждый подъезд, чтобы он/она могли пообщаться по вопросу создания ТОС со своими соседями (так будет больше доверия, если обращается знакомый человек).

Хороший результат достигается тогда, когда у членов инициативной группы уже есть предложения о том, что будет делать создаваемый ТОС. Тогда проще заручиться поддержкой других жителей.

На втором собрании:

На основании данных о численности граждан определить форму проведения учредительного мероприятия.

Формы проведения учредительного мероприятия

(точно устанавливается в Уставе муниципального образования либо в муниципальном нормативном акте)

СОБРАНИЕ ГРАЖДАН КОНФЕРЕНЦИЯ ГРАЖДАН

Например: при численности граждан, достигших 16-летнего возраста, проживающих на соответствующей территории, до 300 человек (устанавливается Уставом МО, муниципальными нормативными правовыми актами) проводится при численности граждан, достигших 16-летнего возраста, проживающих на соответствующей территории, свыше численности, необходимой для проведения собрания.

в порядке проведения учредительной конференции должны быть установлены нормы представительства. Рекомендуемая норма 1 делегат от 10 человек.

  • назначить дату, время, место проведения учредительного мероприятия;
  • в случае если требуется проведение учредительной конференции, необходимо определить территории проживания граждан, на которых будет проводиться собрание граждан по избранию делегатов на учредительную конференцию;
  • решить, будет ли ТОС юридическим лицом;
  • подготовить проект повестки дня учредительного мероприятия;
  • подготовить проект Устава ТОС;
  • подготовить проект структуры органов ТОС;
  • подготовить проект основных направлений деятельности ТОС.

Подготовка к учредительному мероприятию

ВАЖНО: Необходимо проинформировать население о дате, месте и времени проведения собрания/конференции не менее чем за 15 дней до начала мероприятия.

Сообщение о проведении учредительного собрания или конференции граждан должно быть направлено каждому жителю, достигшему 16-летнего возраста, проживающему на территории создаваемого ТОС.


Также допускаются иные методы оповещения граждан об учредительном собрании или конференции граждан – объявления, подомовой/поквартирный обход.

Собрание

Необходимо:
1. Оповестить жителей о проведении собрания.

Способы оповещения:

  • размещением в общедоступным местах объявления;
  • поименное оповещение (доведение указанной информации до сведения каждого жителя соответствующей территории);
  • опубликование объявления в средствах массовой информации.

В объявлении обязательно должна содержаться следующая информация:

  • дата, время, место проведения собрания;
  • повестка дня;
  • адрес, где можно ознакомиться с проектом Устава ТОС и иными документами.

2.

В случае поступления от жителей, проживающих на соответствующей территории, предложений и замечаний к Уставу ТОС внести данный вопрос в повестку дня учредительного собрания.

Конференция

Необходимо:

1. Определить количество делегатов конференции в соответствии с нормами представительства. Рекомендуемая норма представительства 1 делегат от 10 человек.

2.

Оповестить жителей о проведении собраний по выборам делегатов (желательно не позднее 10 дней до дня проведения учредительной конференции).

Собрания по выборам делегатов могут быть в двух формах:

очная – проводится в виде совместного присутствия жителей в месте проведения собрания, обсуждения кандидатов в делегаты на учредительную конференцию, ания по кандидатурам и оформляется протоколом с приложением списка присутствующих.

заочная – проводится в виде сбора подписей в поддержку кандидата(ов) в делегаты на учредительную конференцию, проставляемых жителями в подписных листах.

ВАЖНО: выборы делегатов на учредительную конференцию считаются состоявшимися, если в ании приняло участие большинство жителей соответствующей территории и большинство из них поддержало выдвинутую кандидатуру. Если выдвинуто несколько кандидатов в делегаты, то избранным считается кандидат, набравший наибольшее число от числа принявших участие в ании.

Проведение учредительного мероприятия – собрания/конференции

1. В учредительном СОБРАНИИ принимают участие жители, постоянно проживающие на территории создания ТОС.

ВАЖНО: Собрание граждан по вопросам организации и осуществления территориального общественного самоуправления считается правомочным, если в нем принимают участие не менее одной трети жителей соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста.

2.

В учредительной КОНФЕРЕНЦИИ принимают участие делегаты, избранные на собраниях жителей или путем заочного ания, а также все желающие жители (достигшие возраста, установленного органом местного самоуправления в нормативном правовом акте о ТОС), постоянно проживающие на соответствующей территории. Жители, присутствующие на конференции не из числа избранных делегатов, принимают участие в работе конференции с правом совещательного голоса.

ВАЖНО: Конференция граждан по вопросам организации и осуществления территориального общественного самоуправления считается правомочной, если в ней принимают участие не менее 2/3 избранных на собрании граждан делегатов, представляющих не менее одной трети жителей соответствующей территории, достигших 16-летнего возраста.

Также в учредительном собрании (конференции) могут принимать участие представители органов местного самоуправления с правом совещательного голоса.

План проведения учредительного мероприятия:

1. Открытие мероприятия проводит представитель инициативной группы. 2. Представитель инициативной группы предлагает участникам мероприятия избрать из своего состава председателя и секретаря собрания (конференции). Порядок избрания определяется собранием (конференцией). 3.

Утверждается повестка учредительного собрания (конференции). 4. Решение на собрании (конференции) считается принятым, если за него проало большинство от числа участников собрания (делегатов, присутствующих на конференции). 5.

На учредительном мероприятии должны быть обсуждены и приняты решения по следующим вопросам: 1) об учреждении ТОС; 2) о наделении (ненаделении) ТОС статусом юридического лица. 3)определение основных направлений деятельности ТОС.

4) принятие устава ТОС; 5) об определении представителя, уполномоченного на осуществеление регистрации устава ТОС; 6) установление структуры органов ТОС; 7) избрание органов ТОС с указанием срока их полномочий;

8) иные вопросы.

Оформление документов, принятых на учредительном собрании (конференции)

Решения, принятые на учредительном собрании (конференции) оформляются протоколом.

Требования к протоколу:

  • Протокол должен содержать данные о дате и месте проведения;
  • должно быть указано общее число участников учредительного собрания (избранных делегатов, имеющих право принимать решение на конференции количество делегатов);
  • указываются принятые решения;
  • подписывается председателем и секретарем;
  • должен быть пронумерован, прошит, склеен и заверен на склейке подписями председателя и секретаря.

ВАЖНО: протокол учредительного собрания (конференции) должен храниться в месте, определенном на собрании (конференции). Житель соответствующей территории ТОС вправе знакомиться с протоколом учредительного собрания (конференции) граждан, делать из него выписки.

Второй этап организации ТОС

Регистрация Устава ТОС

Для регистрации Устава ТОС уполномоченные лица представляют в администрацию поселения в срок не позднее 10 дней со дня принятия следующие документы:

  1. Заявление на имя главы администрации поселения с просьбой зарегистрировать устав территориального общественного самоуправления.

Заявление подается на имя главы муниципального образования, подписанное председателем ТОС, с указанием Ф.И.О., адреса места жительства и контактных телефонов.

  1. Устав соответствующего территориального общественного самоуправления, который должен быть прошнурован, заверен подписью избранного председателя учредительного собрания (учредительной конференции), иметь пронумерованные страницы, – в 2 экземплярах.
  2. Надлежаще заверенную копию решения Совета депутатов поселения об утверждении границ территориального общественного самоуправления.
  3. Протокол учредительного собрания (учредительной конференции) жителей территории в границах, утвержденных Советом народных депутатов поселения, по вопросу организации территориального общественного самоуправления и утверждения устава территориального общественного самоуправления.
  4. Лист регистрации участников собрания или конференции граждан с указанием их адресов и даты рождения.
  5. Список избранных членов инициативной группы с указанием адресов и телефонов.

Администрация поселения в течение 30 дней с момента поступления документов:

1) в случае регистрации Устава ТОС:

  • вносит соответствующую запись в Реестр Уставов ТОС в поселении;
  • направляет заявителю в срок не более 5 дней:
    • Устав ТОС с отметкой о регистрации и печатью администрации поселения;
    • свидетельство о регистрации Устава ТОС, подписанное главой администрации поселения.

2) в случае принятия решения об отказе в регистрации Устава ТОС:

  • направляет заявителю мотивированный ответ;
  • при необходимости сотрудники уполномоченного органа разъясняют заявителю причины отказа и оказывают помощь в устранении недостатков.

ВАЖНО:

  • основанием для отказа в регистрации Устава ТОС может быть несоответствие представленных документов требованиям законодательства и нормативным правовым актам муниципального образования, регулирующих вопросы  осуществления территориального общественного самоуправления;
  • выявленных нарушений при проведении учредительного собрания (учредительной конференции) граждан;
  • непредставления необходимых для регистрации устава документов.

Государственная регистрации ТОС в качестве юридического лица

В п.5 ст.27 Федерального закона от 06.03.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» определяется, что ТОС может являться юридическим лицом и в этом случае подлежит государственной регистрации в организационно-правовой форме некоммерческой организации.

ВАЖНОВопрос о наделении ТОС статусом юридического лица должен быть обязательно определен в Уставе ТОС.

Источник: https://zhkhnews.ru/sozdanie-tos-s-chego-nachat/

Территориальное общественное самоуправление, что это такое

Кто может быть в руководящем составе ТОС?

Из-за того, что деятельность управляющих компаний не всегда устраивает жильцов, достаточно большое распространение получила форма ТОС. Предлагаем разобраться, что такое территориальное общественное самоуправление и является ли эта форма управления эффективнее, чем привычный ЖКХ.

Что такое ТОС или ТОСы

Аббревиатура ТОС расшифровывается как территориальное общественное самоуправление. Если проще это форма организации населения, при которой все решения, по принципам управления принимаются самостоятельно гражданами.

При этом взаимодействие с государственными структурами происходит на основании решений, утвержденных всем коллективом.

Структура применяется для непосредственного участия жителей в процессе управления качеством общественной жизни и окружающей среды.

Для утверждения решений по имеющимся вопросам проводятся собрания и конференции среди жителей.

Этот вид управления позволяет упростить сотрудничество власти и граждан, поскольку при этом отсутствует инстанции в виде, например, управляющей компании, выполняющую роль посредника.

Члены организации занимаются обустройством придомовой территории, дворов и собственного жилья. Они имеют ряд обязанностей и возможность своими силами решать территориальные проблемы.

История ТОС

В СССР не было такого понятия, как самоуправление. Конечно проводились сборы жителей, но территория обслуживалась ЖЭКом. Данный вид управления актуален по сей день.В 1991 году закон «О местном самоуправлении» регламентировал сферу деятельности ЖЭКов.

При этом включалась возможность существования народных дружин, помогающих при необходимости данной структуре. Впервые территориальное общественное самоуправление возникло в 1995 году. По закону оно не относится к ЖЭКу и организуется жителями одного подъезда, дома, несколькими домами, селом или районом.

В данный момент о существовании органов ТОС знает около 40% населения. Печально, что большая часть людей не знает законодательства своей страны.

Законодательная база

Функционирование территориального общественного самоуправления определяется кроме Конституции РФ, муниципальных актов и устава, Федеральным законом от 06 октября 2003 No131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В нем прописаны главные положения, касающиеся правовой, экономической и территориальной деятельности ТОС. Помимо этого определяются гарантии их выполнения.

Для чего создается

Цели, признаки и задачи создания ТОС следующие:

  • Выявление интересов людей, которые проживают на курируемом участке
  • Обеспечение выполнения утвержденных на собраниях решений 
  • Реализация действий, которые нацелены на улучшение конъюнктуры домов и придомовой территории, способствующее удовлетворению социально-бытовых нужд жителей за их счет или с привлечением других источников финансирования 
  • Вынесение проектов и предложений на обсуждение в органы местного самоуправления 

ТОС по праву считается отличным методом, позволяющим улучшить уровень жизни людей, которые проживают на подконтрольной территории. При помощи самоуправления происходит сплочение различных элементов общества. Кроме того, подобная деятельность благоприятно сказывается на активности граждан, приживающих на территории микрорайона.

Организация ТОС позволяет ускорить реализацию существующих идей. Все граждане могут высказывать свои пожелания, способствующие совершенствованию текущего состояния дел. Изменения внедряются гораздо быстрее, поскольку большая группа лиц заинтересована в этом. С ЖЭУ быстрые изменения организовать более проблематично.

Формы и виды

Территориальное общественное самоуправление организовывается жильцами самостоятельно с формированием органов ТОС. Признаками правомочности собрания считается присутствие более 2/3 граждан, которые были выбраны в качестве делегатов. Положительное решение по вопросу должны принять не менее 50% от всего количества присутствующих делегатов.

Полномочия и функции органов управления

Граждане, входящие в состав этой организации имеют следующие полномочия:

  • утверждение и одобрение устава и его дополнение при необходимости 
  • утверждение бюджета 
  • формирование отчетов 
  • определение структуры 
  • создание стратегии самоуправления 
  • выбор управляющих 

Организация нужна для ведения надзора за выполнением решений, которые соответствуют потребностям жителей. Вся хозяйственная деятельность нуждается в качественной реализации и влияет на уровень благоустройства и развития территории. Важно наличие устава как основного документа. В нем обязательно необходимо прописать:

  • Способы принятия решений 
  • Территорию, входящую в структуру 
  • Принцип выполнения полномочий 
  • Возможности завершения работы структуры 
  • Способ покупки имущества, которое размещено на подконтрольной территории 

Органами самоуправления запрещено выдвигать дополнительные требования к содержимому устава.  Система территориального общественного самоуправления обособлена от органов местного самоуправления и не включена в их систему.

Кто может участвовать в деятельности ТОС

Принимать участие в процессе функционирования структуры могут:

  1. Местные жители старше 16 лет. Они могут принимать участие в процессе самоуправления, проводить собрания, конференции, выбирать руководство и избираться в него.
  2. Граждане, не живущие на подконтрольной территории, однако имеющие там недвижимость, могут участвовать в собраниях.

Как финансируется

Согласно статье 27 ФЗ No131 финансирование ТОС возможно из собственных или привлеченных ресурсов. Формирование собственных ресурсов происходит благодаря внесению взносов местными жителями. Для привлечения средств обращаются к руководителям местного самоуправления.

Финансирование допускается в виде:

  • добровольными взносами местных жителей 
  • частными взносами лиц, не причастных к структуре 
  • целевыми средствами, выделенными из бюджета на поддержку ТОС 
  • грантами, выдаваемыми частными организациями 

По закону о ТОС регистрация осуществляется как юридическое лицо. Это дает право на:

  • сбор средств для осуществления тех или иных программ
  • свободное распоряжение собранными средствами 
  • организацию действий, направленных на выполнение целей, прописанных в уставной документации 
  • пользование имуществом, переданным органами самоуправления в распоряжение структуры 

При организации самоуправления возможно пользоваться средствами, полученными как от физических, так и от юридических лиц. Важным пунктом является законность имеющихся источников финансирования.

Границы ТОС

Территория, в границах которой осуществляется самоуправление, устанавливается на основе пожеланий местных жителей. Утверждает его орган, в юрисдикции которого находится поселение.Территориальное общественное самоуправление может быть организовано на основе различных участков:

  • Один подъезд многоэтажки 
  • Дом, в котором имеется большое количество квартир 
  • Более одного жилого дома 
  • Отдельный жилой район 
  • Небольшой населенный пункт, который не представляет собой поселение 

Государственные органы имеют право с согласия ТОС расширять список территорий, которые могут относиться к образованию.

Как создать территориальное общественное самоуправление

Для создания требуется:

  • Зарегистрировать деятельность ТОС как юридического лица 
  • Зарегистрировать функционирование некоммерческой организации, которая будет соответствовать законодательной базе России 

Следует учесть, что на содержание юридического лица требуются расходы. Чтобы организация в рамках нормативных законодательных актов, необходимо выполнить ряд действий.

1. Сбор граждан на предварительное собрание.

Он проводится с гражданами, на территории проживания которых будет проведена организация территориального общественного самоуправления. На собрании необходимо:

  • Выбрать председателя ТОС и его секретаря
  • Донести информацию до населения о нормах территориального общественного самоуправления в данном образовании
  • Проать за создание организации. Без выполнения требований этого пункта невозможно образование ТОС
  • Выбрать группу активистов, в чью компетенцию будет входить проведение действий, необходимых для организации и оформления деятельности

2. Согласование организационных вопросов с администрацией города. Выбранная группа активистов отправляется в администрацию, чтобы:

  • Согласовать формирование
  • Получить схемы развития территории
  • Уточнить какие программы развития вверенной территории включены в бюджет города

3. Подача заявления в городскую думу

Группа активистов подает заявление об установлении пределов образованного ТОС в городскую думу. Обязательно требуется учесть перечисленные ниже факторы:

  • Территория ТОС не имеет права быть больше, чем площадь, которая относится к данному муниципальному образованию 
  • Территория должна быть единым целым, без ее разделения объектами, не вошедшими в ТОС 

Для установления границ инициативная группа должна подать заявление установленного образца. В нем должны присутствовать:

  • Фамилии, имена и отчества жильцов, изъявивших желание создать ТОС
  • Адрес регистрации каждого подписавшегося в заявлении 
  • Паспортные данные этих граждан 

Заявление, выражающее желание жителей на создание территориального общественного самоуправления. Кроме заявления необходимо подать пакет документов, заранее согласованных с администрацией. В нем определяются:

  • границы предполагаемого управления 
  • схему территории 
  • численность населения старше 16 лет, зарегистрированного на выбранном участке 

Полный пакет документов подается в городскую думу. После рассмотрения там будет приниматься решение об установлении границ образования. Для полного понимания темы рекомендуем посмотреть видео.

В данной статье разобрано зачем нужен ТОС. Очевидно, что образование представляет собой весьма эффективный метод организации управления, является альтернативой привычным ЖЭК и ЖЭУ в части взаимодействия с  властями и развития территории.

Источник: https://m2keep.ru/owners/tos

Территориальное общественное самоуправление (ТОС)

Кто может быть в руководящем составе ТОС?

С каждым годом, в различных регионах Российской Федерации увеличивается число территориальных общественных самоуправлений (далее – ТОС), что повышает значимость местного самоуправление и показывает вовлеченность граждан в решение вопросов на местах.

Которые в свою очередь, связаны с комфортным проживанием на определенной территории, осуществлением досуга, обеспечением безопасной жизнедеятельности. Территориальное общественное самоуправление может быть зарегистрировано в качестве общественной организации.

Для раскрытия данной темы, в статье будут даны ответы на следующие вопросы: 

Территориальное общественное самоуправление как вид местного самоуправления

Данный термин закреплен в ст.

1 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в соответствии с которой местное самоуправление в Российской Федерации означает форму осуществления гражданами власти в рамках действующего законодательства Российской Федерации, которые разрешают самостоятельно или через свои органы местного самоуправления вопросы местного значения для комфортной жизнедеятельности граждан, учитывая потребности и интересы населения. 

Вместе с этим, для граждан предоставлены различные способы осуществления своей власти на местном уровне, к которым относятся: 

  1. Местный референдум;
  2. Муниципальные выборы
  3. Голосование по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, ание по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования;
  4. Сход граждан;
  5. Правотворческая инициатива граждан; 
  6. ТОС;
  7. Публичные слушания; 
  8. Собрания и конференции граждан; 
  9. Опрос граждан;
  10. Обращения граждан в органы местного самоуправления;
  11. Другие способы осуществления власти на местном уровне.

Территориальное общественное самоуправление

Наиболее выделяющимся способом осуществления населением местной власти является создание ТОС. Это связано с тем, что жители определенных территорий создают ТОСы на долговременную перспективу, которые в свою очередь будут существовать продолжительное время. 

Безусловно, если цель, ради который был создан тот или иной ТОС была решена, то ТОС может прекратить свою деятельностью. Однако не следует спешить с этим, так как данная форма осуществления власти населения на местах может разрешать не одну, а целый комплекс задач, связанными с: 

  1. Благоустройством дорог;
  2. Строительством детских площадок, для проведения досуга;
  3. Проведением спортивных и культурных мероприятий;
  4. Помощью органам местного самоуправления в решении поставленных перед ними вопросов.

А также с иной деятельностью, направленной на благоустройство территорий, создание благоприятных условий жизнедеятельности, на защиту прав и интересов граждан, проживающих на определенной территории. 

Исходя из перечисленных задач, необходимо перейти к определению ТОС, которое закреплено в ст.

27 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и означает одну из форм осуществления местной власти, при которой граждане самоорганизовываются, по месту их жительства на определенной территории поселения, внутригородской территории города федерального значения, муниципального округа, городского округа, внутригородского района, на селенной территории, для разрешения вопросов местного значения, удовлетворения потребностей и интересов граждан, находящихся на определенной территории. 

Формы территориального общественного самоуправления

Возникает вопрос, на какой именно территории может быть создан ТОС? Ответ на этот вопрос также дан в вышеуказанном ФЗ, в соответствие с которым граждане вправе осуществлять местную власть в рамках ТОС на таких территориях, как подъезд жилого дома, жилой дом, объединение жилых домов, жилой микрорайон, села, не являющиеся поселениями, другие территории проживания граждан. 

При этом территориальное общественное самоуправление осуществляется гражданам в форме собраний, конференций или  специальных органов ТОС, созданными на данных конференциях и собраниях гражданами, проживающими на определенной территории. Необходимо подробнее остановиться на вышеперечисленных формах осуществления территориального общественного самоуправления.

Первой из перечисленных форм является – собрание граждан. 

Посредством собрания граждане могут осуществлять властные полномочия самостоятельно на определенной территории муниципалитета для обсуждения и выделения наиболее важных вопросов, задач, проблем, которые необходимо разрешить посредством создания различных проектов, а также для получения информации от органов местного управления о том, каким образом могут быть удовлетворены интересы граждан и разрешены проблемы связанные с благоустройством территорий и комфортным проживанием граждан. 

Собрание граждан по вопросам организации и осуществления ТОС правомерно, если в нем участвует не менее одной трети жителей определенной территории, каждый человек из которых достиг шестнадцатилетнего возраста.

Следующей формой организации территориального общественного управления является конференция граждан, которая представляет вариацию собрания граждан.

В рамках данной конференции, представители населения собираются для обсуждения вопросов, входящих в компетенцию определенных органов муниципального образования, которые связаны также с определением потребностей и интересов граждан, касающихся территориального общественного управления.

В данном случае, конференция граждан служит помощником в разрешении вопросов местного значения для органов местного самоуправления и даже разрешает задачи, входящие в компетенцию данных органов. 

Полномочиями конференции и собрания являются: 

  1. определение структуры органов ТОС;
  2. принятие устава ТОС и внесение в него различных правок;
  3. избрание органов ТОС;
  4. определение направлений деятельности ТОС;
  5. утверждение сметы доходов и расходов ТОС и отчета о ее исполнении;
  6. рассмотрение и утверждение отчетов о деятельности органов ТОС.

Органы территориального общественного самоуправления

Еще одной формой организации территориального общественного управления является создание и учреждение определенных органов. Действуют данные органы на основании устава ТОС.

Органами ТОС являются:

  1. председатель ТОС (староста);
  2. исполнительно-распорядительные органы;
  3. общественные комиссии;
  4. контрольно – ревизионные комиссии.

К полномочиям органов ТОС относятся: 

  1. представление интересов граждан, проживающих на определенной территории;
  2. способствование осуществлению решений, которые были приняты на собраниях, конференциях граждан;
  3. исполнение деятельности, связанной с благоустройством территорий или за счет проживающих на данной территории граждан или на основании договора между органами ТОС и органами местного самоуправление с использованием местных бюджетных денежных средств;
  4. внесение в органы местного самоуправления проектов муниципальных правовых актов. 

Устав территориального общественного самоуправления

Для того, чтобы ТОС начал осуществление своей деятельности и достижении поставленным перед ним задач, оно должно быть учреждено с момента регистрации его устава уполномоченным на это органом местного самоуправления. 

Устав ТОС содержит следующие положения:

  1. название территории, на которой действует ТОС;
  2. цели, задачи, формы, направления деятельности ТОС;
  3. порядок формирования, прекращения полномочий органов ТОС;
  4. порядок принятия решений;
  5. порядок приобретения имущества, его пользования и распоряжения;
  6. порядок прекращения деятельности ТОС.

Необходимо заметить, что ТОС может быть создан как с образованием юридического лица в форме НКО, так и без его образования. 

Если гражданами было принято решение создать ТОС без образования юридического лица, тогда его регистрация производится в органах местного самоуправления. При этом на осуществление намеченных планов гражданами они могут использовать исключительно собственные средства и средства из местного бюджета, если есть данная статья расходов.

Однако создание ТОС в качестве юридического лица имеет намного больше преимуществ. Так, на реализацию намеченных проектов можно использовать не только средства граждан и средства из муниципального бюджета, но и средства, выигранные в грантовых конкурсах, которые проводятся ежегодно и ждут каждого желающего попробовать свои силы.  Следующим преимуществом ТОС как юридического лица является возможность заключения договоров, как с органами местного самоуправления, так и с иными НКО, для осуществления совместной деятельности, для объединения общих усилий и достижения наиболее высоких результатов в улучшении комфорта жизни населения на определенных территориях.

Вместе с этим, у ТОС появляются дополнительные обязанности в связи с созданием юридического лица, которые связаны с осуществления финансовой и статистической отчетности, отчетами о деятельности ТОС.

В заключение необходимо обозначить, что во многих субъектах Российской Федерации существуют ТОС, благодаря которым, граждане достигают поставленных целей, благоустраиваются территории, развивается инфраструктура, проводятся культурно-массовые и спортивные мероприятия.

Более того, достижение высоких результатов способствует еще большему вовлечению населения в участие в местных инициативах, а также в создание собственных проектов, направленных на благоустройство территорий и разрешение иных вопросов местного значения.

Вместе с этим, органы местного самоуправления всегда стремятся поощрять проекты граждан посредством проведения различных конкурсов, по результатам которых награждаются победители.

Информация о различных конкурсах, в которых могут участвовать ТОСы может быть размещена на официальных сайтах администраций регионов или официальных сайтах существующих ТОСов в регионе. Это мотивирует граждан стремиться делать свои территории лучшими, самыми благоустроенными и комфортными, как для проживания, так и для проведения различного досуга. 

Источник: https://reg-nko.ru/sub/TOS

131-ФЗ. Территориальное общественное самоуправление

Кто может быть в руководящем составе ТОС?

Основные принципы и правила организации местного самоуправления (МСУ) на территории РФ устанавливает №131-ФЗ.

Одним из ключевых аспектов указанного Закона выступает такое понятие как территориальное общественное самоуправление (ТОС), достаточно подробное описание которого содержится в ст. 27 №131-ФЗ.

Размещенные в ней положения дополняются законодательными документами регионального уровня, принятыми во всех субъектах РФ.

Основные положения ст. 27 №131-ФЗ

№131-ФЗ устанавливает, что ТОС представляют собой специфическую форму реализации МСУ. Органы территориального общественного самоуправления создаются в результате самоорганизации населения, которое проживают в одной из частей муниципального образования (МО).

Однако, функции ТОС могут осуществляться и без создания подобных органов путем непосредственно волеизъявления граждан.

Целью деятельности ТОС выступает принятие ответственности за решение вопросов МСУ, предусмотренных действующих федеральным и региональным законодательством.

Важной особенностью ТОС выступает возможность осуществлять деятельность в рамках отдельной части МО, границы которой в пределах муниципального образования устанавливаются исключительно представительным органом этого территориального образования.

Для принятия легитимных решений по вопросам, отнесенным к уровню местного значения, организуется конференция или собрание граждан, живущих на определенной части МО.

По их итогам либо выбираются органы ТОС, наделенные конкретными правами и функциями, либо принимаются прямые решения о волеизъявлении граждан.

Обязательным условием для осуществления органами территориального общественного самоуправления деятельности выступает разработка и регистрация Устава ТОС.

Процедура этого мероприятия устанавливается и регулируется нормативными документами МО.

Решения учредительной конференции, связанные с образованием ТОС, приобретают законную силу в том случае, если они приняты с участием, как минимум, трети граждан, живущих в границах указанной территории.

Полномочия и функции органов управления ТОС

В пункте 7 ст. 27 №131-ФЗ определяются полномочия, которыми обладают конференции/собрания населения. Они реализуют заложенные Федеральным законом принципы ТОС. В число полномочий входят:

  • определение управленческой и организационной структуры органов ТОС, а также их последующее избрание их участников;
  • принятие, а также внесение корректировок в ранее принятый устав ТОС;
  • постановка задач и целей перед избранными органами ТОС;
  • принятие бюджета, учитывающего доходы и расходы ТОС, необходимые для его эффективного функционирования;
  • контроль правильности исполнения соответствующим образом утвержденного бюджета ТОС;
  • рассмотрение отчетов выборных органов ТОС об исполнении возложенных на них функций, оценка работы и принятие необходимых кадровых решений.

Конференция/собрание граждан, исходя из положений №131-ФЗ, считается высшим органом ТОС, обладающим наибольшим количеством полномочий. Однако, для более эффективной работы ТОС создаются органы самоуправления, к функциям которых относятся:

  • представление интересов проживающего на территории населения;
  • практическое воплощение решений, которые были приняты на ранее прошедших собраниях;
  • осуществление различных видов хозяйственной деятельности, целью которой выступает более полное удовлетворение нужд граждан, связанных, например, с благоустройством прилегающих к местам их проживания территорий. Для этого могут заключаться договора с органами МСУ и использоваться средства бюджета МО;
  • внесение в органы МСУ проектов муниципальных правовых актов. Их рассмотрение является обязанностью органов местного самоуправления.

Цели создания ТОС

Главной задачей любого ТОС выступает эффективная реализация прав граждан, которые живут на данной территории, и создание для них более комфортных условий жизни. На практике ТОС доказало свою эффективность при решении следующих задач:

  • повышение уровня благоустройства территории, включая осуществление ремонта проезжей части и пешеходных дорожек, а также устройство специальных игровых и спортивных площадок;
  • решение самых разнообразных вопросов, связанных с предоставлением услуг ЖКХ;
  • предоставление адресной социально помощи тем гражданам, которые остро нуждаются;
  • постановка и решение задач, связанных с охраной окружающей среды, в том числе путем озеленения территории и устранения источников загрязнения природы;
  • обеспечение сохранности культурных памятников и достопримечательностей.

В настоящее время активно функционирует Общенациональная ассоциация ТОС, официальный сайт которой размещается на http://oatos.ru/. Решение о ее создании было принято 29.01.

2016 года в Москве при проведении конференции, в работе которой приняло участие представители из 67 регионов России, а также два ранее созданных юридических лица: Общероссийский Конгресс МО и Всероссийский совет МСУ.

Указанный сайт ТОС содержит исчерпывающую информацию о деятельности Ассоциации, реализуемых ею проектах, участниках и нормативно-правовой базе деятельности подобного объединения.

Пошаговая инструкция по созданию ТОС

Грамотный ответ на вопрос, как создать ТОС, зависит от особенностей регионального законодательства, разработанного и принятого в каждом конкретном субъекте РФ.

Однако, общие принципы реализации территориального общественного самоуправления и формирования его органов являются достаточно близкими для всей территории страны.

Они предусматривают последовательное выполнение нескольких этапов.

Шаг №1. Создание ИГ, то есть инициативной группы

Первым этапом описываемой процедуры выступает формирование ИГ. Минимальное количество ее участников равняется 3-м, причем все они должны проживать на данной территории и достичь возраста в 16 лет. Для создания группы проводится собрание, по результатам которого оформляется протокол. В нем отражаются основные пункты повестки, среди которых:

  • избрание председателя собрания, а также секретаря, ведущего протокол;
  • создание инициативной группы для организации мероприятий, целью которых выступает образование ТОС;
  • разработка предложений, касающихся основных принципов последующей деятельности ТОС, включая наименование, границы, устав, наличие органов управления ТОС, кандидатур на включение в их состав и т.д.

Протокол конференции/собрания с указанием решения по каждому пункту повестки становится стартовым документом, необходимым для создания ТОС.

Шаг №2. Определение точных границ ТОС. Выбор времени проведения учредительного собрания/конференции

Как было отмечено выше, полномочия по определению границ ТОС находятся в ведении органов МСУ. Поэтому участникам ИГ необходимо подать соответствующее заявление в муниципальный представительный орган.

На принятие им решения действующим законодательством отводится срок, равный 30 дням.

После получения официальных документов об установлении границ ТОС можно приступать к дальнейшим действиям, главным из которых выступает проведение собрания ТОС.

Шаг №3. Оповещение граждан, живущих в пределах границ территории о дате собрания или конференции

Граждане, проживающие внутри установленных границ ТОС, должны быть извещены о дате проведения учредительной конференции или собрания, как минимум, за 15 суток до его начала.

Оповещение жителей может осуществляться при помощи объявлений в местных СМИ, размещения информации о собрании на различных информационных стендах, в общественных местах, а также поквартирный или подомовой обход населения участниками ИГ или активистами ТОС.

Рекомендуется довести информацию о созыве конференции или собрания ТОС до муниципальной власти, включая администрацию МО и представительный орган МСУ. Для этого по указанным адресам требуется отправить письмо, содержащее необходимые сведения. Лучше всего, чтобы оно было заказным.

Шаг №4. Проведение собрания/конференции

Непосредственной организаций и проведением конференции/собрания занимается созданная ранее инициативная группа. Важным требованием к мероприятию, предусмотренным законодательством, выступает его открытый характер.

Возможность принять участие в нем предоставляется представителям МСУ, органов госвласти, СМИ и т.д. Однако, они не могут вмешиваться в ход мероприятия, а также не имеют права голоса, которым обладают исключительно граждане, проживающие в границах указанной территории.

При этом они должно исполниться, как минимум, 16 лет.

Проведенная таким образом конференция/собрание становится легитимной в том случае, если в ней принимали участие не меньше трети граждан территориального общественного самоуправления. По итогам мероприятия должен быть оформлен протокол, включающий полный список принятых в его ходе решений. В их число обычно входят:

  • избрание руководителя (председателя) конференции/собрания;
  • избрание секретаря мероприятия, функцией которого становится ведение протокола;
  • принятие решения о создании ТОС с указанием его названия;
  • принятие основного документа ТОС – устава;
  • выработка формулировки целей и задач, стоящих перед ТОС, а также приоритетных направлений деятельности;
  • избрание органов ТОС, в том числе руководителя;
  • избрание ревизионной комиссии или другого контролирующего органа ТОС.

Шаг №5. Регистрация устава ТОС в органах МСУ

Следующей стадией создания ТОС выступает официальная регистрация его устава в администрации МО. Для этого руководитель ТОС или назначенное им лицо предоставляет в уполномоченный орган МСУ такой набор документов:

  1. Заявление с просьбой произвести регистрацию ТОС и его учредительного документа в виде устава.
  2. Решение представительного органа МСУ об установлении границ территории, на которой будет осуществлять свою деятельность ТОС.
  3. Протокол о создании ТОС, которое оформлено решением собрания/конференции граждан, проживающих в пределах, определенных предыдущим представленным документов границ.
  4. Устав ТОС, который предоставляется в 2-х экземплярах, прошитых и пронумерованных в соответствии с правилами оформления подобных документов.
  5. Регистрационный лист участников конференции/собрания граждан. В документе обязательно указывается адрес их проживания, а также дата рождения.
  6. Список участников ИГ, в котором в обязательном порядке приводятся адреса их проживания и телефоны для возможных контактов.

Максимальная продолжительность процедуры регистрации устава ТОС составляет не 30 дней. Хотя на практике решение нередко принимается до срока, официально установленного действующей в стране нормативно-правовой базой.

Шаг №6. Регистрация ТОС в Минюсте

После официальной регистрации устава ТОС требуется пройти еще одну регистрационную процедуру, которая осуществляется в региональном управлении Федерального органа власти в лице Минюста. Для этого от уполномоченных представителей территориального общественного самоуправления в соответствующее подразделение министерства подается:

  1. Заявление, составленное по форме, размещенной на официальных сайтах региональных подразделений Минюста.
  2. Устав ТОС, зарегистрированный в органах МСУ. Предоставляется в 3-х экземплярах.
  3. Протокол конференции/собрания граждан, на котором было принято решение о создании ТОС. Предоставляется в 2-х экземплярах.
  4. Документы, подтверждающие оплату государственной пошлины.

Шаг №7. Завершающая стадия

На завершающем этапе создания ТОС изготавливается его печать, при необходимости подается заявление в ИФНС о переходе на УСН, то есть упрощенную форму налогообложения, а также подаются документы о созданном ТОС в органы Росстата. Естественно, для нормального функционирования юридического лица требуется открытие расчетного счета в одном из банковских учреждений и заключение договора на расчетно-кассовое обслуживание.

Источник: https://131fz.ru/primenenie/tos/

Юрист поможет
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: