Какие законы в РФ имеют прямое действие?

Приоритетом Госдумы станут законы прямого действия

Какие законы в РФ имеют прямое действие?

Пресс-служба Государственной Думы

Треть законов, принятых в весеннюю сессию, носят отсылочный характер — депутаты должны перестать идти по «самому простому пути» и сосредоточиться на принятии законов прямого действия, то есть инициатив, которые начинают действовать сразу после принятия и быстро дают ощутимый результат. Такую задачу перед законодателями поставил спикер Госдумы Вячеслав Володин, выступая 10 сентября на первом пленарном заседании осенней сессии.

Важно не количество, а качество инициатив

Новый парламентский сезон будет напряжённым — в законотворческом портфеле палаты 1311 законопроектов, 244 из них принято в первом чтении, ещё четыре прошло второе чтение. «Приоритеты на осеннюю сессию – это законодательное обеспечение реализации Послания Президента Федеральному Собранию, реализация национальных проектов», — сказал Вячеслав Володин.

От эффективного решения этих задач во многом зависит повышение качества жизни россиян и социально-экономическое развитие страны, поэтому эта работа носит системный характер, в Госдуме создана рабочая группа во главе с первым заместителем председателя палаты Александром Жуковым. Володин напомнил, что из 85 пунктов плана по реализации Послания выполнено 55, по девяти пунктам законопроекты приняты в первом чтении, по семи — находятся в стадии рассмотрения. Внесение 14 законопроектов ожидается от кабмина. Читайте по теме

 Из 24 первоочередных инициатив, необходимых для реализации нацпроектов, девять законов принято в прошлую сессию, по восьми пунктам плана законопроекты находятся на рассмотрении в Государственной Думе, ещё семь также ожидаются от Правительства.

«Конечно, нам необходимо всё сделать для того, чтобы до конца осенней сессии все необходимые законопроекты были приняты», — констатировал председатель и обратился к полномочному представителю кабмина Александру Синенко с просьбой сделать всё, чтобы Правительство ускорило внесение этих документов.

Во главе угла остаётся не количество, а качество принимаемых законов — для этого депутаты ведут серьёзную работу в комитетах, в рамках фракций, при подготовке и принятии законов проходит обсуждение с экспертным сообществом и регионами.

Однако Володин обратил внимание коллег на то, что парламентарии зачастую идут «по самому простому пути» — речь о принятии законов с отсылочными нормами.

Так, за весеннюю сессию принято 325 законов, из них 109 законов — почти треть — носит отсылочный характер.

«Это неправильно, потому что мы уходим от принятия законов прямого действия. Закон прямого действия нас ко многому обязывает, потому что мы ответственность берём на себя.

Законопроекты отсылочного действия — проекты, когда мы поручаем Правительству, министерствам принимать нормативные акты, формировать нормативную базу», — заявил спикер, отметив, что в некоторых случаях это необходимо, однако стоит уменьшать их количество и выходить на принятие прямых норм. По его словам, в этом вопросе есть поддержка президента и премьер-министра.

Прямое действие закона – свойство закреплённых в законе правовых норм оказывать (без каких-либо конкретизирующих их актов) непосредственное регулирующее воздействие на всех, кому они адресованы, а также связанная с этим возможность граждан требовать защиты (обеспечения) своих прав, ссылаясь только на эти положения закона. Законы прямого действия в этом отличаются от законов отсылочного действия, для которых требуется принятие подзаконных актов.

Десятки дополнительных нормативных правовых актов действительно тормозят действия законов — в качестве примера председатель привёл закон о карантине растений, принятый в 2014 году. После вступления в силу сроки принятия к нему подзаконных актов переносились более 20 раз.

Аналогичный пример и с изменениями в Лесной кодекс, которые касаются предупреждения и тушения лесных пожаров, продолжил Володин.

Закон был принят в середине 2016 года, а сроки издания к нему подзаконного акта Правительства о нормативах по обеспечению регионов всем необходимым для тушения пожаров переносились десять раз.

Спикер также подчеркнул, что при принятии законов прямого действия у граждан есть возможность обсудить инициативу и повлиять на её содержание через депутатов.

Депутаты будут добиваться сокращения разрыва в бюджетной обеспеченности регионов

Говоря о законе о бюджете, Володин призвал депутатов не сводить рассмотрение к обсуждению финансирования конкретных объектов и статей, а постараться через его принятие выйти на решение других важных вопросов​​​. «Наверное, правильно было бы поговорить… о создании условий для реализации в регионах программ государственно-частного партнёрства, а это вопрос очень важный», — сказал председатель.

Он пояснил, что в субъектах есть много предложений по реализации инвестпроектов, но из-за отсутствия возможности подвести дорогу, электричество, газ бизнес, как правило, не участвует в развитии экономики региона.

Положительные примеры есть — та же Калужская область, но при создании условий для развития бизнеса субъект столкнулся с определёнными рисками, которые, по словам спикера, отпугивают многих идти по такому пути. «Повторю, что бизнес не может эффективно развиваться, если мы не обеспечим инфраструктуру, если мы не подведём необходимые энергоносители предприятиям.

Поэтому было бы нам правильно к этому вопросу вернуться при обсуждении бюджета в силу того, что у нас всего только 13 регионов-доноров, остальные реципиенты», — напомнил председатель.

В осеннюю сессию Госдума продолжит добиваться сокращения разрыва в бюджетной обеспеченности субъектов — при поступлении проекта бюджета в палату спикер предложил провести специальные парламентские слушания, чтобы вместе с Минфином обсудить эти вопросы.

«Если вы не будете возражать, уважаемые коллеги, — обратился Володин к депутатам, — мы также могли бы после поступления проекта бюджета в Госдуму посвятить этому вопросу специальные слушания, где вместе с Минфином могли бы обсудить вопросы, связанные с бюджетной обеспеченностью регионов, обсудить вопросы создания условий для реализации проектов государственно-частного партнёрства с тем, чтобы мы могли при принятии закона о бюджете решить и эти задачи», — подчеркнул он.

Первое заседание Государственной Думы в осеннюю сессию. пресс-служба Государственной Думы

По словам председателя Госдумы, эти вопросы являются стратегическими, поскольку их решение может увеличить количество регионов-доноров, улучшить сбалансированность бюджетов и повысить качество жизни россиян. Эти вопросы могут быть рассмотрены уже в октябре.

Дальнему Востоку разработали программу развития

О приоритетах работы в осеннюю сессию рассказали и лидеры думских фракций.

Как сообщил руководитель фракции «Единая Россия» Сергей Неверов, в главном финансовом документе страны должно обязательно найти отражение «выполнение всех социальных обязанностей государства, проекты развития — наши национальные проекты». «По-прежнему тревогу вызывает ситуация с лекарствами.

Нам всем известны случаи, когда не состоялись тендеры на закупку вакцин от столбняка, бешенства», — сказал он, указав, что недопустимо привлекать к ответственности родителей за попытку купить лекарство, чтобы облегчить страдания больного ребёнка.

Депутат заявил, что межфракционной рабочей группе по этому вопросу стоит активизировать свою работу. Володин предложения Неверова поддержал и призвал их проработать в том числе при подготовке бюджета.

Открытие осенней сессии Государственной Думы. пресс-служба Государственной Думы

Глава фракции КПРФ Геннадий Зюганов в своем выступлении указал на необходимость увеличения финансирования нацпроектов и сказал о необходимости дополнительных мер по социальной поддержке населения, в частности решения вопроса по «детям войны». А в ЛДПР сосредоточены в том числе на развитии Дальнего Востока — фракция уже подготовила соответствующую программу, отметил её лидер Владимир Жириновский.

В «Справедливой России» намерены заняться изменениями в Жилищный кодекс: по словам руководителя фракции Сергея Миронова, необходимо установить максимальную долю расходов на ЖКХ в 15 процентов от совокупного дохода семьи, а не 22 процентов, как сейчас.

Источник: https://www.pnp.ru/economics/prioritetom-gosdumy-stanut-zakony-pryamogo-deystviya.html

Законы: понятие, признаки и виды

Какие законы в РФ имеют прямое действие?

Определение 1

Закон является нормативным актом, который принимается в особом порядке в лице органа законодательной власти или по результатам референдума, выражающего волю народа. Также он обладает высшей юридической силой и регулирует самые важные общественные отношения.

Закон и его признаки можно классифицировать следующим способом:

  • прием в лице органа законодательной власти или на основании референдума;
  • подготовка и издание определяются в соответствии с Конституцией Российской Федерации и регламентом палат Федерального Собрания Российской Федерации;
  • выражение воли и интересов народа;
  • обладание высшей юридической силой, включая соответствие и непротиворечие всех подзаконных актов;
  • регулировка самых важных, ключевых общественных отношений.

Замечание 1

На основании данных признаков закон выделяется в системе других нормативных актов и ему придается качество верховенства. Изменение или отмену закона, его понятия и видов, имеет право вносить исключительно тот орган, которым он был принят, в ограниченном порядке.

Виды законов

На основании юридической силы, можно классифицировать следующие виды законов.

Наибольшую силу имеет Конституция (закон законов), которая также является основополагающим учредительным политико-правовым актом, закрепляющим конституционный строй, права и свободы граждан.

Помимо этого, ею определяется форма правления и государственного устройства, а также учреждаются федеральные органы государственной власти.

Следующим видом закона является Федеральный конституционный закон, который принимается относительно вопросов, предусмотренных и органически связанных с Конституцией (к примеру, федеральные конституционные законы о Конституционном Суде Российской Федерации, о судебной системе, о референдумах, о Правительстве Российской Федерации и т.д.)

Федеральные законы являются актами текущего законодательства, которые посвящены отдельным сторонам в социально-экономической, политической и духовной жизни общественности (к примеру, Гражданский кодекс, Уголовный кодекс и Семейный кодекс Российской Федерации и другие).

Законы субъектов Федерации издаются в лице представительных органов и распространяются исключительно на соответствующей территории (к примеру, закон Саратовской области о муниципальной службе Саратовской области, о социальных гарантиях и др.).

Опиши задание

Закон и его виды можно классифицировать на основании различных отличительных черт:

  • субъекты законотворчества (которые были приняты народов на референдуме или в лице законодательного органа);
  • предмет правового регулирования (конституционный, административный, гражданский, уголовный и другие);
  • срок действия (постоянный или временный закон);
  • характер (текущий и чрезвычайный);
  • сфера действия (общефедеральный и региональный);
  • содержание (экономический, бюджетный, социальный, политический и другие);
  • степень систематизации (обычный и кодификационный, или органический – Гражданский или Уголовный кодекс РФ и другие);
  • значимость норм, которые в нем содержатся (конституционный и обыкновенный);
  • объем регулирования (общий и специальный).

Подзаконные нормативные акты

Определение 2

Подзаконные акты являются актами, которые издаются на основе и для исполнения законов. У них меньшая юридическая сила, чем у законов, но они базируются именно на них.

В нормативно-правовом регулировании общественных отношений основное и определяющее место принадлежит законам, но у подзаконных актов также довольно важная роль в жизни общества, они играют вспомогательную и детализирующую функцию.

Виды подзаконных актов

Существуют различные виды подзаконных актов.

  1. Основными из них являются Указы Президента Российской Федерации, которые обязательно должны быть исполнены на территории России, но не должны противоречить Конституции Российской Федерации и ее федеральным законам (на основании 90 статьи Конституции Российской Федерации); Они должны быть подготовлены в пределах полномочий президента и быть предусмотрены на основании конституционных и законодательных норм. Президентом в качестве главы государства принимаются акты, занимающие место сразу после законов.Важная роль отдается указам, и в подавляющем большинстве с их помощью главой государства реализуются его полномочия и элементы правового статуса. На сегодняшний день сфера регулирования, которую охватывают указы, достаточно широка. Издание нормативных указов обусловлено пробелами в праве. Определенные, немногочисленные указы, к примеру о введении военного или чрезвычайного положения, должны быть утверждены в лице Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Акты Президента РФ можно найти в качестве публикаций в официальных изданиях. Конституционный Суд Российской Федерации может проверить конституционность актов Президента. Ежегодные полсания Президента Российской Федерации Федеральном Собранию являются официальным документом и имеют большую политическую значимость, при этом в них не содержатся нормы права, на основании чего они не носят нормативный характер.
  2. На втором месте по значимости среди подзаконных актов находятся постановления Правительства Российской Федерации, которые обязательны к исполнению на территории РФ. Особенность актов Правительства заключается в том, что их могут принять исключительно на основании и во исполнение законов Российской Федерации. Данные постановления должны быть подписаны в лице Председателя Правительства Российской Федерации и опубликованы не позже, чем спустя 15 дней после того, как были приняты.
  3. Приказы, инструкции, положения министерств, государственных комитетов и других федеральных органов исполнительной власти являются актам, которые принимаются на основании законов Российской Федерации, указов Президента, постановлений Правительства и регулируют общественные отношения, которые находятся в пределах компетенции данных исполнительных структур. Среди них можно обнаружить те, которые имеют общее значение и могут выходить за рамки определенных министерств и ведомств, распространяясь на широкий перечень субъектов. К примеру, акты, принятые Министерством финансов Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации, Центральным банком, Государственным таможенным комитетом, Федеральным надзором РФ оп ядерной и радиационной безопасности, Федеральной службой лесного хозяйства РФ и другими.
  4. Решения и постановления, принятые местными органами государственной власти, например областными представительными законодательными структурами – Саратовской областной Думой, Астраханским областным Представительным Собранием и другими.
  5. Решения, распоряжения, постановления местных органов гос. управления (областные главы администраций, губернаторы и т.д.).
  6. Нормативные акты, принятые муниципальными (негосударственными) органами. Данные акты могут приниматься в пределах компетенции данных структур и действовать на территории определенных районов, городов, сел и т.д.
  7. Локальные нормативные акты, которые являются нормативными предписаниями, принятыми на уровне конкретных предприятий, учреждений и организаций. Данные акты регулируют внутреннюю жизнь, например правила внутреннего трудового распорядка.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Не получается написать работу самому?

Доверь это кандидату наук!

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/teorija-gosudarstva-i-prava/vidy-zakonov/

Юрист поможет
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: