Изучение религии

Содержание
  1. Основы религии в школе. Памятка родителям о предмете и его выборе
  2. Модуль первый: Основы православной культуры
  3. Модуль второй: Основы исламской культуры
  4. Модуль третий: Основы буддийской культуры
  5. Модуль четвёртый: Основы иудейской культуры
  6. Модуль пятый: Основы мировых религиозных культур 
  7. Модуль шестой: Основы светской этики
  8. Зачем в школах появился этот курс?
  9. Если дети одного класса поделятся на группы в соответствии с вероисповеданием, не приведёт ли это к враждебности между ними?
  10. Как выбрать модуль, подходящий ребёнку?
  11. Пять простых шагов для выбора модуля:
  12. Религия и её изучение
  13. О центре – центр изучения религий
  14. История Центра
  15. Концепция
  16. Документы
  17. Администрация
  18. Религиоведение – что это и зачем?
  19. Что такое религия
  20. Зачем изучать религии
  21. Какие бывают религии
  22. Мировые религии
  23. Этнические (народные) религии
  24. Новые религиозные движения – или секты?
  25. Религиоведение и теология (богословие)
  26. В заключение

Основы религии в школе. Памятка родителям о предмете и его выборе

Изучение религии

Четыре года назад в российских школах появился новый предмет, обязательный для изучения в четвёртых и пятых классах и посвящённый изучению религии и основ светской этики. Сложность заключается в том, что предмет этот представлен шестью разными модулями, выбрать которые должны родители в соответствии с традициями своей семьи. Как это сделать правильно?

Сейчас основы религий или светской этики изучают в 4-5 классах. Родители могут выбрать любой из шести модулей. Познакомимся с ними ближе.

Модуль первый: Основы православной культуры

Большинство проживающих в России людей считают себя православными христианами. Они носят нательные крестики и совершают обряды крещения над своими детьми.

При этом совершенно не знают самой сути этой религии, действуя в согласии с традициями, заведёнными в семье или в соответствии с модными тенденциями.

Модуль призван дать детям более широкое, полное представление об этой религиозной культуре. 

Зачем это нужно? 

  • Чтобы лучше знать и понимать историю России.
  • Изучить традиции, их истоки и толкования.
  • Познакомиться с Православной Церковью.
  • Приобщиться к православной культуре в нравственном и мировоззренческом измерениях.
  • Узнать больше об известных людях, почитаемых Церковью: Александре Невском, Илье Муромце, Сергие Радонежском и многих других.

В пояснениях к предмету указано, что ребёнок не может быть вовлечён в религиозные практики и участие в богослужениях.
30 уроков этого модуля познакомят детей с:

  • символами православия (иконами);
  • церковным пением;
  • христианским отношением к семье, родителям, труду и ответственности.

Три случайные темы:

  1. Христианская семья и её ценности.
  2. Православный храм и другие святыни.
  3. Милосердие и сострадание.

Предполагается возможность проведения выездных мероприятий:

  • посещение храмов и музеев;
  • концертов духовной музыки;
  • встречи с представителями духовенства.

Модуль второй: Основы исламской культуры

Мусульмане — вторая по численности группа людей, проживающих в России, после православных христиан.

Они исповедуют ислам и это часто пугает, так как прослеживается явная связь предмета с запрещённой в России религиозной организацией ИГИЛ.

Однако многие считают, что изучение этого предмета в школе может как раз дать базовые знания ислама и предотвратить вовлечение детей в недружественные террористические организации.

На уроках ислама школьники изучают:

  • Коран — главный источник вероучений;
  • Сунны — второй источник мусульманского права и нравственности.

Ислам — одна из самых популярных религий в мире. Мусульмане есть в каждом регионе мира и продолжает активно развиваться, проникая в самые дальние уголки и приобретая всё больше последователей.
В России ислам появился ещё в 643 году на Северном Кавказе, а затем проник дальше, дойдя до Урала и Сибири. 

Три случайные темы курса:

  1. Семья в исламе.
  2. Пророк Мухаммед — образец нравственного человека.
  3. Для чего построена и как устроена мечеть.

Есть возможность проведения выездных мероприятий:

  • посещение мечети;
  • посещение выставок и концертов соответствующей направленности;
  • участие в мусульманских праздниках, традиционных для России.

Модуль третий: Основы буддийской культуры

Буддизм — третья по распространённости религия в России и мире. Её исповедуют более полумиллиарда человек. Это религиозное течение возникло в Индии ещё в шестом веке до нашей эры, а затем распространилось в Китай, Тибет, Монголию и дальше.

Основополагающим в буддизме являются учения Будды Шакьямуни, открывающие людям возможность прекращения своих страданий и достижения нирваны — состояния высшего блаженства.

В России буддизм распространён в Бурятии, Тыве, Калмыкии, Москве и Санкт-Петербурге.

Курс буддизма знакомит школьников с:

  • понятием буддизма;
  • учением Будды;
  • священных книгах;
  • буддийском представлении мира;
  • основополагающих понятиях: добро и зло, любовь, сострадание, семейные ценности;
  • лунным календарём.

Три случайные темы курса:

  1. Семья в буддийской культуре.
  2. Буддийские праздники.
  3. Буддийские ритуалы.

Запланированы выездные мероприятия:

  • посещение буддийского храма;
  • посещение музея с произведениями, выполненными в традиционной буддийской форме;
  • посещение концертов и песнопений соответствующей направленности.

Модуль четвёртый: Основы иудейской культуры

Иудаизм в мире не так популярен, как предыдущие три религии. Его исповедует всего около 15 миллионов человек. Однако он весьма популярен в таких странах, как Израиль и США, а в России с давних времен существуют отдельные общины иудаистов.
Курс основ иудаизма в школе знакомят с общими понятиями этого религиозного направления.

Школьники изучают понятия:

  • Пятикнижие;
  • священный текст;
  • иудаизм;
  • заповедь;
  • пророчество;
  • Мессия;
  • милосердие и благотворительность.

Отдельным блоком идут названия и содержание всех книг Пятикнижия.

Дети знакомятся с праздниками и историческими датами иудеев. С синагогальной службой, молитвами, ритуалами субботы, соблюдением норм поведения и нравственными основами. С понятиями добра и зла в иудейской культуре. Учат цитаты Торы. Пытаются научиться жить в гармонии с природой и самим собой.

Три случайные темы:

  1. Классические тексты иудаизма.
  2. Еврейский дом.
  3. Еврейские праздники.

Как и при изучении других религий, часть занятий может проходить в синагоге, музеях, концертных залах, в беседах с раввином.

Модуль пятый: Основы мировых религиозных культур 

Ребята, изучающие этот модуль, будут знакомиться с основами всех религий. О том, что в них есть общего и чем они отличаются.

Узнают, когда и где образовалась каждая религия, кем она основана и какие принципы и идеалы заложены в каждой из них.

Целью модуля является формирование представления об образце духовно-нравственного идеала человека. О том, как религия развивает людей. Что хорошего она может дать каждому.

Материалы модуля значительно расширяют кругозор детей, позволяют сделать осознанный выбор для углубленного изучения определенного религиозного течения. Позволяют найти точки соприкосновения религий и жить в мире, невзирая на отличие в вероисповедании.

Три случайные темы:

  1. Религии России.
  2. Календари религий мира.
  3. Священные сооружения. 

Этот модуль очень насыщен. Предполагается, что дети могут посещать музеи и выставки, концерты и встречи с представителями разных религиозных течений. Кроме того, к изучению модуля привлекаются и родители, так как планируется выполнение множества творческих работ.

Модуль шестой: Основы светской этики

Те родители, которые считают себя атеистами и совершенно не приемлют изучение ребёнком любых аспектов религиозных культур, могут выбрать именно этот модуль. Он целиком и полностью посвящён вопросам нравственности, морали и духовным ориентирам.

Здесь будут изучать понятия:

  • добро и зло;
  • ложь и правда;
  • поступок и проступок;
  • мораль;
  • нравственность;
  • духовность;
  • ответственность;
  • патриотизм;
  • любовь к Родине.

Модуль заставит детей задуматься о том, что такое:

  • дружба;
  • милосердие;
  • сострадание.

Как жить «по совести» и что такое семейные ценности? Какую роль играет семья в жизни человека?

Какую роль играет семья ребёнка для него самого?

Дети будут учиться справляться с проблемами выбора принятия решений в сложных и конфликтных ситуациях. Будут обсуждать прочитанные произведения, акцентируя внимание на проблемах и их решение главными героями.

Три случайные темы:

  1. Культура и мораль.
  2. Этикет.
  3. Методы нравственного самосовершенствования.

Модуль рассчитан на то, что при изучении активное участие будут принимать все члены семьи ребёнка. Могут планироваться семейные встречи и встречи с интересными людьми. Моделироваться разные ситуации: поведение в ресторане, на вечеринке и т. д.

Зачем в школах появился этот курс?

Введение в школах курса изучения основ религии и светской этики вызвало много споров как среди родителей, так и среди педагогов. Однако его появление вполне было вполне ожидаемым.

В стране резко повысилась преступность, снизились морально-нравственные устои, патриотизм и этические аспекты. Учитывая тот факт, что школа в России несет не только образовательные функции, но и воспитательные, ей и была вменена обязанность по исправлению ситуации.

Введение нового предмета как раз и призвано решить эту проблему. Как получится — будет видно спустя 10-20 лет.

Если дети одного класса поделятся на группы в соответствии с вероисповеданием, не приведёт ли это к враждебности между ними?

Педагоги утверждают, что курс носит культурологический характер и направлен на то, чтобы объединить людей разных национальностей и религий. Любой выбранный модуль охватывает три основные нравственные ценности:

  1. Отечество;
  2. семья;
  3. культура.

Дети могут объединяться, чтобы провести совместные мероприятия. А изучение курса должно завершиться большим семейным праздником, призванным подтвердить согласие и мир общежития в условиях разных религиозных воззрений.

Как выбрать модуль, подходящий ребёнку?

Прошло уже несколько лет с введения нового предмета. В некоторых школах между родителями и администрацией разыгрываются целые баталии: школа не может организовать изучение всех шести модулей, а родители не соглашаются обучать ребёнка тому, что выходит за пределы их семейных ценностей.

Пять простых шагов для выбора модуля:

Шаг первый: выбор

Обсудите дома и выберите тот модуль, который подходит для изучения ребёнком. 

Шаг второй: заявление

В школе вы пишете заявление именно на тот модуль, который выбрали.

Шаг третий: анализ ситуации

Если ваше заявление принято — всё, можно успокоиться. Если учитель говорит о том, что реализовать выбор по каким-то причинам невозможно — переходим к четвёртому шагу.

Шаг четвёртый: ещё одно заявление

Пишем заявление на имя директора, в котором указываем, что:

  • Согласно приказу Минобрнауки, родителям гарантируется свобода выбор изучаемого модуля.
  • Согласно ст.28 Конституции РФ, ребёнку, как гражданину РФ гарантируется свобода вероисповедания и если он атеист, принуждать его к изучению религии никто не имеет права.
  • Согласно п.2 ст.14 Конституции РФ, религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. То есть, школа, как государственное учреждение, не имеет права распространять религиозные воззрения.
  • Согласно ст.5 ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях», никто не может «подвергаться принуждению при определении своего отношения к религии… к участию или неучастию в богослужениях и обучению религии…»

Шаг пятый: идём к директору

Директор, скорее всего, пойдёт вам на встречу. Если же нет — можно привлечь прессу и социальные сети. Такая огласка школе не нужна, поэтому всё равно заявление родителей будет удовлетворено.

Источник: https://ros-obrazovanie.ru/articles/osnovy-religii-v-shkole-pamjatka-roditeljam-o-predmete-i-ego-vybore.html

Религия и её изучение

Изучение религии

       Религиозный опыт неизбежно порождает ряд мифов, суеверий, догматических верований, метафизико-богословских систем и ожесточенную взаимную критику приверженцев различных учений.

Но теперь в области религии сделалось наконец возможным беспристрастное изучение и сравнение, сменившие собой те хулы и проклятия, которыми до недавнего времени ограничивались отношения между различными вероучениями.

Мы присутствуем при зарождении новой отрасли знания: “науки о религиях”; и я почту себя счастливым, если мои лекции внесут свою малую лепту в эту науку.

В. Джемс  “Многообразие религиозного опыта”
 

religio. Есть общественный, исторический феномен, который обозначается этим словом, и этимология значения не имеет, тем более что слово неоднозначное. Определений религии много (я имею в виду не слово, а феномен), как и подходов к религии. Я буду рассматривать религию с философской точки зрения. Но не создавать какую-то “философию религии”, а именно изучать религию как феномен, включая как её историю и практику, так и психологию. Психология религии в наше время даже важнее, потому что традиционные религии отмерли почти, люди по инерции называют себя “христианами”, “буддистами”, священные тексты они не знают, заповедям не следуют, культу значения не придают. Это их “вера”, не религия. Религия не может быть индивидуальной – хотя каждый может извращать учение по-своему. Итак, что такое религия?        

       Религия – это социальная система, связанная с верованиями, большой комплекс различных феноменов. Это учение, опирающееся чаще всего на “священные” тексты, органицация (церковь в христианстве), культ, специфические нормы и принципы поведения, личные действия, связанные с религией (молитвы, чтение религиозной литературы и т.д.).

Сводить религию к вере, к “внутреннему” так же не верно, как сводить её к текстам или религиозной организации. Люди часто так говорят, как будто их личная вера из воздуха возникла – а ведь им кто-то о ней рассказал, где-то они это всё почерпнули. И лучше религию изучать по первоисточникам. Я не знаю никого, кому бы религиозное знание явилось в качестве откровения.

Получилось ли моё определение религии цельным? Нет. Именно в силу разнородности религий с одной стороны – и многообразию религиозных феноменов – с другой. Так зачастую религиозно окрашиваются совершенно “светсткие” вещи, причем понимание разделения на светское и религиозное есть далеко не у всех народов. Религия древних евреев была неотделима от всей их жизни.

политика, закон, – всё приобретало религиозные черты. Но и сама религия была иной, не такой как мы представляем себе религию. Даже ученые, изучающие религию, очень часто попадают в зависимость от стереотипов.

Так что это будет отличительной особенностью моего разговора о религии – я буду не столько излагать общеизвестное и пересказывать легкодоступные сведения, сколько вскрывать мифы и разбивать стереотипы.        Очертим сферу религиозного. Не всё, что относится к этой сфере – религии, аналогичные христианству.

Первобытные, древние религии неверно воспринимать и, тем более описывать, как “языческие”. Религиозная точка зрения на религию должна быть исключена сразу. не потому даже чтио она “необъективна”, а потому, что она окрашивает даже описание религий, включая самое себя, в особые тона.

Тут важна не пристрастность, не постоянное добавление оценки в изложение – а прямая деформация картины религии вызванная непониманием. Догматизм создает непреодолимые препятствия для изучения религии. любой, кто хочет понять ту или иную религию – или даже изучить её историю, должен стать немного философом, научиться скептицизму как методу.

Это поняли даже христианские учёные, когда вплотную занялись изучением Евангелий – необходима демифологизация. или мы говорим о тексте, как о сакральном и оптсывающем сакральное – или как о любом тексте, и хотим узнать исторические факты, получить сведения. Хотя это не отрицает никакие религиозные взгляды и верования, но само по себе уже противоречит религиозной установке.

Религия всегда против того, чтобы её изучали – неважно, извне или изнутри. Верующие, изучающие религию всерьёз – вредят ей не меньше, чем изучающие её атеисты. Хотя бы тем, что могут знать многое, недоступное для неверующих, лучше разбираются в тонкостях, лучше видят противоречия. Но повторяю, для подлинного изучения религии позиция исследователья должна быть не-религиозной.

      Какие же религии мы знаем, как очертить их круг? Относится ли шаманство к религиям, или религии – это развитые вероучительные системы, крупные религиозные организации и т.п.?Я не хочу сужать круг религий и считать религиями прежде всего т.н. “мировые религии”. У них нет приоритета, хотя они и получили наибольшее распространение. Количество адептов – не показатель.

“Мировые религии” действительно важнее для нас, но это не значит что они по умолчанию интереснее, совершеннее, лучше, прогрессивнее, гуманнее. Это миф №1, с которым сталкивается каждый начинающий изучать религию. Каждая религия создавала издавна своё собственное религиозноре религиоведение. То же христианство рассматривает иудаизм и ислам как своеобразных родственников. Хотя это очень спорно.

Древний иудаизм родства не признавал, и это было во многом оправданно. Рим и эллинистический мир были плохо знакомы с иудаизмом, а потому и считали ранних христиан иудейской сектой. Более ли логично и гуманно христианство по сравнению с религиями древности? Большой вопрос. И  для него нужно тщательно изучить не только христианство, но и те самые древние религии.

Причем не только теорию, но и практику.         Часто сравнивают христианскую ТЕОРИЮ с языческой ПРАКТИКОЙ, даже светские историки. А надо бы иначе – сравнивать теорию с теорией, а практику – с практикой. Это принципиальное положение. Его очень часто нарушают религиозные исследователи религии. И вообще, теорию нужно изучать как теорию, практику как практику.

Изъян теории не обязательно приводит к изъяну практики, достоинство теории – к достоинству практики. Более того, нам известны грубые нарушения самой церковной организацией основных религиозных запретов. Я имею в виду прежде всего отношение к насилию и убийству. Наиболее известно это относительно христиан, но ведь и буддисты совершали регулярно убийства и насилие.

Достаточно вспомнить о том, что Шаолинь – центр боевых единоборств – был буддийским монастырем. Так что нужно воспринимать религию как исторически цельный феномен, вместе с противоречиями, непоследовательностью, нарушениями “заповедей”.        Итак, как мы можем выделить религию из круга социальных феноменов, что является её типичной чертой, её существенным признаком.

Конечно, сфера сакрального. Сакральное – означает особое, священное, табуированное. Жизнь разделяется на сакральную и профанную, но это разделение своё для каждой религии, для каждого народа, для разных эпох . Само рождение детей является сакральным событием для некоторых религий, для других – смерть, к примеру. При всей обычности этих событий.

То есть обыденное, профанное не есть синоним обычного и часто встречающегося. А религиозное – не синоним чудесного и потустороннего. Понятие же религии как “опиума народа” уместно преимущественно для современности, но не для древности, когда религия была общей одного для народа, и её принятие не зависело чаще всего от взглядов человека.

Древние империи – Китай и Рим – стали первыми исключениями. Не удивительно, что в обоих расцветали многочисленные новые культы и секты. Аналогом Рима в новое время явилась Америка (США). Таким образом, нормальной религиозностью следует считать традиционную религиозность, где вера связана с этнической принадлежностью.

Так называемые “мировые религии” как раз и отличались космополитизмом, они стояли выше национальности. Больше того, они отрицали её, разрушали. Но об этом стоит завести отдельный разговор. Итак, сфера сокрального не имеет природной границы (даже нечеткой), не может различаться как море от суши.

       Что же составляет отличие собственно сакрального и всей религиозной сферы, ориентированной на сокральное? Поклонение и почитание. Не идея бога/божества, не вера в духов, не ритуал и не мистический опыт. именно поклонение. Причем поклонение может распроняться и на обыденное, тогда обыденное сразу становится сакральным. Пример? Культ императора в Риме и Китае.  Обычный человек.

Причем вспомним, что римский император чаще всего захватывал власть, а не получал её по наследству. И, тем не менее, он тоже был объектом религиозного культа. Памятники – атрибут этого культа. Не случайно говорят о культах личности Гитлера, Сталина, Мао Цзедуна. Памятники свидетельствуют об этом культе и выполняют почти те же функции, что и в древности.

Поклонение может относиться к чему угодно – от солнца и других природных феноменов до исламского бога, которого никто не видел и который обитает в умопостингаемом мире. То есть в плане эмпирического познания является абстракцией. обожествлять можно всё, но никто и никогда не обожествлял просто так и всё подряд. Сфера сакрального везде различна, везде произвольна, но никогда не случайна.

Повторяю (чтобы подчеркнуть): произвольна, но неслучайна. И эта неслучайность, на мой взгляд, связана с ценностями. От того, что для человека важно, что ценно, как он осмысляет мир – зависит что он выберет в качестве объекта поклонения. Я говорю не об отдельном человеке, конечно, а о народе, группе, государстве. То, что религия порождает ценности – заблуждение, ценности лежат в самой её основе, определяют её. Адептам религия предлагает эти ценности в готовом виде. Идеологический элемент в религии всегда был силен, а потому выбор религии, принятие религии, государственная поддержка религии всегда было первоочередным делом для правителей. Они пытались (иногда удачно) использовать религию для упрочнения своей власти, в качестве общественной идеологии. Хотя религия не только обосновывала их власть, но и ставила ограничения. Интересен и другой феномен – когда идеология, как марксизм в СССР, приобретают все черты религии, и при официально постулируемом атеизме, фактически становятся религией.  Следующая статья будет развивать тему поклонения, уже в применении к конкретным религиям.

  ?

|

drevniy_daosВесны приметы ярче с каждым днем.Уютный дворик. Тихое окно.Ещё не поднят занавес на нём,Но пали тени синие давно.В молчанье с башни устремляю взгляд,И струны цитры яшмовой молчат,Над горною вершиной облака – Они торопят сумерек приход.Зыбь по траве прошла от ветерка,Кропит дождем померкший небосвод.Цветущей груше холода страшны,Боюсь, цветам не пережить весны. 

Крик залетного гуся слышу,Вижу яшмовой тучи следы.Снова снег осыпает крыши,Из курильницы тянется дым.Птица-феникс – заколка резная,И на ней отраженье свечи.Отчего – я сама не знаю, – Радость в сердце ко мне стучит.Где-то звуки рожка на рассветеУскоряют утра приход.Ковш с Тельцом в час урочный встретитьНа востоке заря встает.Ни цветочка нигде не видно.Только знаю: весна в пути.Ветер западный – так обидно – Холодам не дает уйти. Ли Цинжао (1084-1155) – известная поэтессаПер. м. Басманова

Источник: https://drevniy-daos.livejournal.com/55265.html

О центре – центр изучения религий

Изучение религии

Что такое «религиоведение»?

Самое краткое определение – это наука, предметом изучения которой является религия. Но что это значит?

Стоит начать с того, чем религиоведение не является. Оно не является богословием, это не курс подготовки священников. Здесь от Вас не будут требовать стать последователем той или иной веры. Вам вовсе не обязательно исповедовать ту или иную религию, чтобы быть религиоведом.

Или Вы можете быть верующим, изучать ту религиозную традицию, к которой принадлежите. И религиозные люди, и люди, не принадлежащие ни к какой религии, могут быть прекрасными религиоведами. Главное условие, чтобы Ваше изучение придерживалось строгих рамок академической науки.

Религиоведение – наука междисциплинарная, сочетающая методы таких наук как история, социология, политология, психология, философия, филология, антропология и др. Вы сможете выбрать ту область исследований, которая Вам более по душе – от древнеегипетских текстов и ритуалов африканских племен — до проблем современного общества.

Междисциплинарный характер религиоведения означает, что студенты, обучающиеся у нас, получают широкий спектр университетских гуманитарных знаний. Это также значительно расширяет возможности для трудоустройства наших выпускников.

Религия на протяжении веков и до наших дней является важнейшим фактором, во многом определяющим ход человеческой истории. Религиозные движения и учения влияют на формирование культур, обществ и человеческой цивилизации в целом.

Роль религии в современном мире трудно переоценить. Вспомним, например, о ее значении в современных событиях и конфликтах на Ближнем Востоке, на Балканах, в Африке, Южной Азии.

Огромное значение имеет религия в России, стране со множеством религиозных традиций, и других постсоветских странах.

Что же это за таинственная сила – религия? Почему она сопровождает человека даже в цифровую эру? Чтобы найти ответы на эти вопросы мы обратимся к национальной религии Японии — синто, к ритуалам полузабытого африканского племени, к тайнам буддийского учения, к истории православных церквей и новых религиозных движений. Вы узнаете много нового из истории древних цивилизаций Египта и Шумера, будете разбирать тексты религиозных традиций, послушаете гимны зороастрийцев, изучите особенности святилищ древних греков, заглянете в христианские катакомбы, подивитесь красоте исламской архитектуры, оцените изощренность интеллектуальных построений католических ученых-богословов. Вы научитесь анализировать и оценивать информацию о религии, разбираться в причинах происходящих в мире событий. Или, говоря словами Бенедикта Спинозы, «не плакать, не смеяться, но понимать».

История Центра

В 1989 году РГГУ (тогда еще Московский государственный историко-архивный институт) одним из первых в России включил в число дисциплин, изучаемых на различных факультетах, курс истории мировых религий. Для чтения этого курса был приглашен историк Николай Витальевич Шабуров.

В 1989-1990 годах отец Александр Мень прочитал в РГГУ цикл лекций, прервавшийся в связи с его трагической гибелью. Таким образом, студентам была предоставлена возможность узнать о существовании двух подходов к изучению религии — сугубо научного и конфессионального, взгляда извне и взгляда изнутри.

Именно в это время были заложены основы будущей учебной концепции Центра: беспристрастность научного подхода и уважительное отношение к религии как части человеческой культуры.

В 1992 году был создан Центр по сравнительному изучению мировых религий, в рамках которого предусматривалось получение второго высшего образования по истории трех религий — иудаизма, христианства, ислама.

К 1996 году была открыта специализация «религиоведение» на кафедре Истории и теории культуры РГГУ.

Наконец, в 1997 году была создана самостоятельная учебная структура — Кафедра религиоведения, которую возглавил Н.В. Шабуров.

Формальное создание в 2000 году Учебно-научного Центра изучения религий (УН ЦИР) стало закономерным продолжением процесса становления институционального оформления религиоведения в РГГУ.

Концепция

Направление «Религиоведение», как и образование в РГГУ в целом, нацелено на личностно ориентированное образование и подготовку высококвалифицированных профессионалов.

Объединение образования и научных исследований является ключевым принципом концепции Центра. Работа Центра основана на сочетании специальных знаний, критического мышления и фундаментального гуманитарного образования.

Базовым принципом концепции является сочетание методов и задач разных дисциплин – истории, филологии (желательно – с изучением священных текстов в оригинале), социологии, психологии и культурной антропологии. В то же время, обучение в значительной степени направлено на современный мир и роль религий в нем и потому предполагает широкие знания актуальных процессов.

Концепция также основана на сочетании двух принципов: (а) беспристрастности в научной деятельности, ориентации на достижение объективного результата, не зависящего от ценностных установок исследователя, и, в то же время – (б) уважительном отношении ко всем религиозным традициям.

Решительное сочетание этих двух принципов отличается как от богословско-апологетического подхода в конфессиональных учебных заведениях, так и от «разоблачительного» подхода в духе прежних и новых форм «научного атеизма».

Эти принципы лежат в основе и обучения, и исследований, проводимых в Центре.

Приглашение руководителя Центра изучения религий Н.В. Шабурова

Документы

Положение о Центре изучения религий

Администрация

Николай Витальевич Шабуров — директор Учебно-научного Центра изучения религий.

Людмила Геннадьевна Жукова — заместитель директора Учебно-научного Центра изучения религий.

Денис Олегович​ Воронов​ — лаборант Учебно-научного Центра изучения религий.

Йахха Геннадьевна Дубовик — документовед Учебно-научного Центра изучения религий.

Источник: http://religion.rsuh.ru/about/

Религиоведение – что это и зачем?

Изучение религии

Религиоведение — это наука о религиях (название образовано из слов «религия» и «ве́дение»).

Слово «религия» нам понятно интуитивно, но специалисты насчитывают десятки, а некоторые — сотни определений этого слова. Ведь нередко, говоря о религии, человек представляет себе то верование, в котором он родился и вырос. Но не все так просто.

Что такое религия

Само слово «религия» вошло в русский язык в петровскую эпоху из западноевропейских языков, а те, в свою очередь, заимствовали его из латыни — religio. Древнеримский оратор Цицерон использовал это слово в значении почитания богов в любой форме, будь то жертвоприношения, истории о деяниях богов и так далее.

Христианство возникло в Палестине, провинции Римской империи, и сначала власти объявили его недозволенной религией и даже атеизмом из-за того, что христиане не поклонялись тогдашним богам-покровителям.

Однако притягательность нового учения оказалась сильнее правительственных запретов, и через три столетия христианство было уравнено в правах с другими верованиями Римской империи, а еще через несколько десятилетий стало официальным и единственным вероучением.

И теперь словом «религия» стали обозначать только христианскую веру, «истинную религию», а все остальные именовали «ложными», языческими.

Но к XVIII веку верования разнообразных народов, в том числе индейцев в недавно открытой Америке, тоже стали называть религией. И так оформилось современное значение этого слова, которое охватывает самые разные представления о Высших Силах.

Зачем изучать религии

Когда в одном государстве, а то и в одной компании или семье сосуществует несколько разных религий, каждая из которых утверждает свое представление об окружающем мире, о его причинах и последствиях, способах добиваться успеха и преодолевать поражения, может возникать дисгармония.

И она лишь усиливается, когда газеты, телевидение, Интернет в погоне за сенсацией погружают аудиторию в атмосферу скандала с участием тех или иных религиозных фигур, подменяя взвешенный анализ псевдогероическим пафосом.

Поэтому перед религиоведением стоит задача беспристрастно проанализировать разные вероучения, не возвышая и не принижая ни одно из них, не призывая к «охоте на ведьм».

Казалось бы, так просто разделить все по принципу «свои» и «чужие», где «свои» — хорошие, а «чужие» — плохие, подлежащие изгнанию или истреблению.

Тем не менее такая черно-белая палитра в прошлом приводила к войнам и геноциду (вспомните инквизицию, холокост и даже сожжение старообрядцев на Руси, а также теракты последних десятилетий), и даже в художественной литературе часто бывает показано, что «свои» познаются не по формальным признакам, — это те, кто действительно любит и понимает, кто готов помочь в трудную минуту («Аленький цветочек», «Властелин колец», «Звездные войны», «Ночной дозор» и так далее).

Поэтому в последнее столетие были приняты международные соглашения, подписанные и Российской Федерацией: Европейская конвенция по правам человека и ряд других, где понятие религии трактуется очень широко и утверждается терпимость, толерантность ко всем верованиям (за исключением призывов к насилию). Современное религиоведение опирается именно на такое широкое представление.

Какие бывают религии

Представьте себе, что вам дали задание нарисовать животное. Вы можете нарисовать кошку, собаку, кенгуру и так далее, но не животное вообще.

Так же и с религиями — каждая самобытна, уникальна, и если вы знаете одну религию, это еще не значит, что вы знаете их все.

Есть несколько способов их классификации в зависимости от признаков, которые берутся за основу. По одной из классификаций выделяются следующие категории.

Мировые религии

Они распространены по всему миру, не только среди какой-либо одной культуры или народа. К этой категории относятся христианство, ислам, индуизм, буддизм.

Этнические (народные) религии

Они формируют неотъемлемую часть национальной или этнической группы. Например, культ предков у индейцев, самобытные верования коренных народов Севера, равно как иудаизм у евреев и синтоизм у японцев.

Новые религиозные движения – или секты?

Те религиозные движения, которые возникли относительно недавно (границы «недавно» четко не определены — от нескольких десятилетий до двух столетий), религиоведы определяют термином «новые религиозные движения».

В СМИ их часто называют «секты», хотя это далеко не всегда верно: в религиоведении слово «секта» указывает на общину, которая отделилась от устоявшейся конфессии.

Однако, стремясь принизить новообразованную общину, подчеркнуть ее неистинность с точки зрения господствующей, более укоренившейся точки зрения, слову «секта» часто придают негативный оттенок, а заодно распространяют его на любые нетрадиционные проявления религиозности, даже если те ни от чего не отделились.

Такой действительный или нагнетаемый конфликт привлекает внимание аудитории, но не всегда способствует толерантности, гармонии в обществе. Специалисты насчитывают тысячи групп, принадлежащих к категории «новые религиозные движения»; на примере трех из них можно увидеть их разнообразие:

  • Церковь Божией Матери Державной — течение, возникшее в середине 1980-х годов, лидер которого позиционирует себя как пророка, получающего откровения от Божией Матери.
  • Международное общество сознания Кришны — организация, основанная в 1966 году индийским проповедником в США. Кришна издавна почитается в Индии как Верховная Личность Бога, стремящаяся восстановить закон и добродетель. Верующие стремятся следовать строгим нравственным нормам, в частности, отказываясь от незаконного секса, табака, алкоголя, наркотиков, мясных продуктов. Это движение известно также под названием «Харе Кришна», поскольку его последователи считают своей религиозной обязанностью повторять эти слова.
  • Саентология — синкретическая (являющаяся целостным объединением элементов разных конфессий) религия, возникшая в США в начале 1950-х годов. Слово «саентология» (по-английски scientology) было создано из латинского scio — «знание в самом полном смысле этого слова» и греческого logos — «учение», что складывается в «знание о том, как знать». Последователи верят в бессмертие человека как духовного существа и применяют духовные практики, направленные на понимание себя и материального мира (с практической точки зрения это выражается в улучшении общения, успехах в бизнесе и т. п.), что является их путем к познанию Бога.

Религиоведение и теология (богословие)

Религиоведение — относительно молодая светская научная дисциплина. Но с глубокой древности существует и теология — учение о Боге (от греческого theos — «бог»), по-русски также называемое богословием.

Теология направлена на рациональную интерпретацию религиозной веры и доказательство истинности своего вероучения; теологи изучают религиозные доктрины, ищут доказательства существования Бога, стараются обосновать религиозные правила и нормы.

По сути, религиоведение претендует на объективное, беспристрастное изучение своего предмета — религии. Это отличает его от теологии и богословия, так как они призваны доказывать превосходство своей веры, и от атеизма, ставящего своей целью опровержение истинности религиозной картины мира.

В заключение

Благодаря религиоведению человек получает возможность самостоятельно разобраться в самых сложных и спорных вопросах, не веря слепо ни ангажированным журналистам, ни красноречивым миссионерам.

Религиоведение помогает с уважением отнестись как к собственным религиозным традициям, так и к религиозному опыту других народов, лучше понимать друг друга и конструктивнее вести диалог и сотрудничество последователей разных конфессий.

Сергей Игоревич Иваненко, доктор философских наук, религиовед

Источник: https://FB.ru/article/409947/religiovedenie-chto-eto-i-zachem

Юрист поможет
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: